Гимнастика от 1 5 лет. Зарядка для малышей: легкая упражнения и гимнастика

Вот долгожданное чудо тихо посапывает в кроватке, и вы не можете поверить, что свершилось то, о чем мечтали. Каждый родитель уже представляет, кем вырастит их малыш, каким будет. Мечты это хорошо, но чтобы они воплотились в жизнь для этого нам взрослым необходимо помочь маленькому человечку достичь цели. Гимнастика для ребенка в 1 месяц жизни станет стартом в его физическом и психологическом развитии.

Многие скажут: как уже гимнастика, ведь он еще такой маленький? Да уважаемые родители страх в сторону и начните заниматься своим чадом. Конечно, не даем нагрузки как для профессионального гимнаста, однако своего рода пассивные гимнастические упражнения помогут работе маленького организма.

Разберем все подробно, чтобы понять весь принцип пользы гимнастики в столь маленьком возрасте.

Для чего нужна гимнастика в 1 месяц жизни

Споры специалистов давно разделяют мнения на две части, одни утверждают, что массаж и гимнастику следует начинать с 1,5 месяца, другие утверждают занятия необходимо начинать сразу после рождения. Скажу одно, зарядка еще никому не была во вред! Сами посудите, мы взрослые не можем находиться в одном положении долгое время, а маленький комочек еще не способный самому менять позиции, каково ему? Конечно, делать большие нагрузки нельзя, но пассивные упражнения помогут малышу в становлении психомоторного статуса.

Гимнастика помогает ребенку в работе многих биохимических процессов организма, улучшает кровоснабжение, лимфооток, иммунитет, положительно влияет на работу всех органов и систем.

Еще великий физиолог Сеченов писал: «Движение – это жизнь!»

Первые месяцы жизни ребенка гимнастика будет длиться недолго из-за короткого периода бодрствования, однако с возрастом этот период увеличивается.

Как делать гимнастику в 1 месяц

Прежде чем вы переборите свою неуверенность, прочтите внимательно статью и подготовьте все необходимое для этого:

  • помещение должно быть чистым и проветренным, свежий воздух нужен не только взрослым, а также детскому организму;
  • температура воздуха должна составлять +22-+23°С, относительная влажность 50-70% ;
  • поверхность, где вы собираетесь делать гимнастические упражнения не должна быть мягкой или чересчур твердой;
  • гимнастику лучше проводить в добром расположении духа, как у малыша, так и у мамы;
  • общайтесь с малышом во время занятий, это помогает ребенку в развитии психологического статуса, несмотря на свой юный возраст;
  • мамы не забывайте о чистоте рук, ведь малыш очень восприимчив к бактериям;
  • нельзя делать резких движений;
  • гимнастику необходимо делать перед кормлением, однако если малыш поел, дождитесь минут 30 и приступайте к занятиям;
  • продолжительность должна составлять несколько минут, больше ребенок может не выдержать;
  • лучше выполнять гимнастику в месяц перед купанием, это поможет расслабиться малышу и получить максимум удовольствия от водных процедур.

Что делать нельзя

Для исключения ошибок необходимо знать, чего делать во время гимнастики нельзя.

  • Нельзя делать гимнастику, когда малыша что-то беспокоит.
  • В случае высокой температуры тела.
  • Если ваш малыш страдает стойким судорожным синдромом в остром периоде, гимнастику необходимо отложить.
  • Если кроха родилась раньше положенного срока, тогда занятия гимнастикой и массажа переносится на период стабильного состояния, после консультации с врачом.
  • Нельзя переохлаждать малыша, известно, что в период первого месяца жизни терморегуляция ребенка еще не совершенна, поэтому очень легко может развиться переохлаждение. Если вы заметили что поменялся цвет кожных покровов, ручки и ножки стали холодными, появилась икота, значит, пора завершать занятия гимнастикой и срочно согреть кроху.
  • У детей в этом возрасте сохранен физиологический гипертонус конечностей, поэтому не делайте резких движений, которые могут привести к травме и негативным эмоциям малыша.
  • Нельзя малыша оставлять без присмотра даже на несколько секунд!
  • Не пропускайте занятия ежедневной гимнастики, 5 минут внесут в жизнь вашего ребенка основу для правильного развития.

Несколько гимнастических упражнений в 1 месяц

Укладываем ребенка на спину, выпрямляем ножки, затем сгибаем аккуратно в коленях и приводим к животу. Разгибаем ноги. Повторяем так 2-3 раза. Такое движение помогает малышу при застое газиков в кишечнике, тем самым снимает болевые ощущения.

Малыш находится лежа на спине, левую ножку выпрямляем, а правую сгибаем в коленке, приводя к животику. Затем повторяем упражнение с другой ноги. Делаем 2-3 раза. Такое гимнастическое упражнение напоминает выполнение больших шагов.

Малыш, лежа на спине, выпрямляем ручки в стороны, затем приводим к груди, слегка скрещивая, движение напоминает «ножницы». Повторяем 2-3 раза.

Упражнение 4

Является разновидностью предыдущего упражнения, разница в том, что руки разводят не в стороны, а правую наверх, левую вниз, меняя движение. Повтор 2-3 раза.

Уложите кроху на живот, правая ножка выпрямлена, левую сгибаем в колене и тазобедренном суставе, затем меняем ножки. Движение напоминает «скалолаза». Повтор 2-3 раза.

По мере взросления детей упражнений становится больше, с различной степенью сложности. Однако спешу вас предупредить, прежде чем вы начнете занятия гимнастическими упражнениями, обсудите этот момент с вашим врачом. Он посоветует, какие движения полезны ребенку, а какие ему делать, пока не следует.

Каждый малыш индивидуален, поэтому подход к его физическому воспитанию должен быть отдельной историей. Просторы всемирной паутины дают массу информации, многие считают, зачем обращаться к специалисту, если самим можно все подобрать.

Не делайте ошибок, маленький организм требует особого внимания и подхода. Ребенок не игрушка! Ответственность за его здоровье и жизнь ложится на вас уважаемые родители. Будьте здоровы!

Упражнения физической нагрузки - для ребёнка второго и третьего года жизни нужно подбирать с учётом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. В основу двигательной активности ложатся: ходьба, различные игры с мячом, флажками, другими игрушками, а также лазание, преодоление препятствий. конечно же, самая эффективная форма проведния гимнастики с ребёнком раннего возраста – игра.

Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д.. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.

Детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Хорошо выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее. В игровой форме давайте малышу интересные задания: "посмотри, что спрятано у меня в руке, (за креслом, под столом). И кроха, отыскивая сюрприз, преодолевает различные препятствия, расположенные у него на пути. К примеру, подползает под низкий столик, перелезает через подушку и т.д.. Постепенно игры необходимо усложнять. Так как дети в этом возрасте стараются подражть взрослым - показывайте упражнения сами, проводите параллель с движениями животных, персонажей из сказок.

Знаем меру

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Дети раннего возраста быстро утомляются. Поэтому пусть занятия гимнастикой будут не очень долгими (5-6 упражнений - каждое повторяется 3-5 раз) и обязательно включают в себя небольшие паузы отдыха.

Следите, за правильным дыханием во время гимнастики: чтобы ребенок дышал носом, не задерживал дыхание.

Готовимся к гимнастике

На малыша наденьте свободную легкую одежду, из натуральных тканей, если Вы дома – на ногах пусть будут только носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке (летом) или в проветренной комнате (зимой).

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое.

Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Гимнастика для здорового ребенка от 1 года до 3 лет

Мы предлагаем Вам ознакомиться с распостраненными упражнениями для детей от 1 года до 3 лет. Вы можете составить свой комплекс упражнений - ориентируясь именно на своего ребенка. Что ему больше понравится? Что он сможет выполнить, а что для него еще рановато?... Почувствуйте возможности своего ребенка, подберите упражнения - по своей интуиции, но не забывайте, что переутомлять малыша не нужно.

Упражнения для совершенствования ходьбы

Совершенствование ходьбы

Вы стоите на полу, а малыш держится за какой-нибудь предмет, мебель. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза. Если он уже научился ходить - то меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, так улучшится его ориентация в пространстве.

1) Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (верёвочками, палочками, либо узор ковра) дорожку (шир. 30 см). В дальнейшем, ориентируясь на возможности ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20-10 см.
Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.

Обращайте внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

2) Ходьба по наклонной плоскости (с поддержкой)

Укрепите гимнастическую скамейку или доску, приподняв одним конец на высоту 20-25 см. Предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Помогайте малышу, поддерживая его за руку.

3) Ходьба боком

Научите малыша ходить боком мелкими приставными щажками по дорожке, доске, или гимнастической скамейке. Пусть он научится ходить боком одинаково хорошо, как в правую, так и левую сторону.

4) Ходьба (и бег) в различном темпе

Сначала подготовим ребенка к выполнению задания. Посадите малыша перед собой и попросите показать его ножки. Когда он это сделает - скажите:"Ножки у тбя маленькие, но бегают быстро!

Маленькие ножки

бежали по дорожке!

А у слона - большие ноги, и ходит он тяжело, медленно.

Большие ноги,

шли по дороге! "

Предложите малышу поиграть - получив образы легкого и быстрого, тяжелого и медленного движения - дети обычно с удовольствием перенимают игру, ходят и бегают в соответствии со словами и ритмов припевок.

5) Перешагивание препятствий

Научите кроху ходить, высоко поднимая ноги:

До чего трава высОка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

ведь идешь не по дороге!

Предложите ребенку перешагнуть через невысокий предмет (10-15 см.), если упражнение выполняется хорошо - разместите на полу несколько препятствий.

На прогулке следите, чтобы ребенок поднимал ножки хорошо, не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки - результатом будет тот приятный факт - что разбитые коленки буд появляться значительно реже!

6) Игра "по ровненькой дорожке"

"По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки. (малыш идет обычным шагом)

По камешкам, по камешкам (перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

И в ямку за товарищем." (приседает)

Затем встает и снова идет:

"Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке"

Упражнения в развитии чувства равновесия

Упражнение 2 в предыдущем блоке занятий - тоже помогает развитию чувства равновесия.

7) Раскачиваемся

Посадите малыша на игрушечную лошадь–качалку, а также качель. Подстраховывая его – раскачивайте. Во время такой веселой игры, кроха будет учиться удерживать равновесие, что поможет ему в закреплении навыков ходьбы. На улице - качайте кроху на качелях и каруселях.

8) Мяч с горки

Ребенок на прогулке поднимается на невысокую горку и поворачивается, скатывает мяч вниз и бежит за ним.

9) Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Для этого - предложите ему игру: "Найди мишку" . Спрячьте его любимую игрушку, например, мишку за спинкой кресла, так чтобы она была не полностью видна ребенку. "Где мишка?" Увидев его, малыш с радотью будет пытаться залазить на кресло - и это у него обязательно получится! Если кресло слишком высоко для него - подставьте ему под ноги подушечку или другой вспомогательный предмет.

Упражнения в лазанье

Предыдущее упражнение 9 - прекрасно подходит и как упражнение в лазанье.

Если малыш уже научился залезать на диваны и кресла - пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Побуждайте малыша залазить на нее хотя бы на несколько ступенек, а затем и слазить. Полезно учить малыша влазить по наклонной лесенке-доске.

10) Пролезь в окошко

Вы держите обруч, через который ребенку видна игрушка, привлекающая его внимание. Кроха пролезает через обруч и выпрямляется. Положите игрушку повыше, так чтобы малышу пришлось тянуться за ней.

Либо можно выстроить это занятие в виде игры:

"Петушок-петушок!

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку!"

11) Перелазание через скамейку

Научите ребенка правильно прелезать через препятствие (скамейку). Пусть ребенок встанет боком к скамейке, обопрется об нее руками и перелезет, как это показано на рисунке справа.

Повторите упражнение несколько раз в обе стороны.

Упражнения в ползании

Если Ваш ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то еще не позно научить его этому. Ползание хорошо укрепляет мышцы всего туловища, рук, ног, развивает координацию движений.

12) Собачка, бычок, козлик

Пусть ребенок поползает на четвереньках, пожражая собаке. Затем, так-же - но поворачивая голову направо и налево, как бодающийся бычок. Можно при этом произносить "Му-му!". Потом - передвижение мелкими шажками, и произнося "ме-е-е! ме-е-е!". Кто это? Козлик!

13) Ползание по скамейке

Пусть малыш походит на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

Не забывайте его подстраховывать.

14) Проползание под препятствием (палкой или доской, низким столиком)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания пусть малыш встанет и достанет игрушку, положенную, к примеру, на стол.

Общеукрепляющие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса

15) Бабочка

Исходное положение: Ребенок стоит, его руки свободно опущены вдоль тела. Затем - он поднимает руки в стороны
и помахивает кистями рук - «бабочка порхает».

Затем сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам - «бабочка сложила крылышки».

Так можно ходить по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны, - «бабочка летает».

16) «Покажи ладошки»

Кроха стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки
опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед ладонями вверх -
«Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки».

17) «Часики»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Размахивает
обеими руками вперед - «тик», назад -«так».

18) «Намотай нитку»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь. Руки сгибает перед грудью, пальчики сжаты
в кулачки. Надо показать ему - как делаются круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок.

20) Расти большим!

Ребенок стоит прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела. , Поднимает руки и тянется вверх.

«Колесо»
Малыш стоит прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч.

Делает круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.

21) «Самолет»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Поднимает руки в стороны и, наклоняя
туловище то вправо, то влево, делает большие махи руками. Рисунок справа.

22) «Птичка перелетная»
Ребенок ходит-бегает по комнате, размахивая руками, как птица.

23) «Барабанщик»
Дайте ребенку барабан (повесьте на шею), пусть он походит по комнате и побарабанит от души размашистыми движениями.

24) «Помогаем маме - "подметаем пол"»
Малыш ходит, немного наклонившись вперед, и делает руками размашистые движения,
имитирующие подметание пола. Либо - дайте ему в руки веник, и он сам покажет - как надо подметать!)

25) «Паровозик»
Малыш бегает по комнате, делая попеременные круговые движения согнутыми
руками вперед-назад и приговаривая: «Чух-чух-чух!».

26) Игра «Пилим дрова»
Встаньте с малышом лицом друг к другу, или сядьте на пол и возьмитесь за руки. Ноги слегка расставлены, одна рука впереди. Попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося «вжжик-вжжик». Движения должны быть ритмичные, плавные. Можно держаться за кольца.

Упражнения для ног

27) Приседание (с обручем)

Ребенок держится обеими руками за обруч, который находится у Вас в руках. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним.

28) Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

29) "Стал маленьким, стал большим"

Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны,
руки опущены. Низко приседает - «стал маленьким», затем встает -
«стал большим».
Можно помочь малышу выполнить это упражнение, поддерживая его
за палочку

30) Собираем грибочки

Малыш ходит по комнате и нагибается, приседает - собирая грибочки.

31) «Покачай ногой».

Кроха стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперёд – назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.

32) «Догонялки».

Малыш бегает по комнате, а вы ловите его.

33) "Цветочки распустились"

Объясните ребенку, что некоторые цветочки ночью сворачивают свои лепестки, а утром, когда всходит солнышко - раскрываются. предложите ему поиграть: когда Вы говорите "ночь" - цветочек (то есть он) - должен присесть и свернуть лепестки (руки). а когда говорите: "День" - цветочек поднимается, распускает лепесточки.

Упражнения для туловища

34) Сгибание разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

35) «Наклоны с прямыми ногами»

Для начала помогите малышу: поставьте его спиной к себе и придерживайте
колени, не давая им сгибаться. Ребенок наклоняется за игрушкой,
затем выпрямляется.
Позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается
достать игрушку или носки ног.

36) «Велосипед»
Ребенок лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибает и
разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде

37) "Ежик»
Малыш лежит на спине, обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.

Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены
вверх, за голову.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

38) «Повороты в стороны»
Малыш стоит на коленях. Попросите его брать игрушку с одной.
стороны и, поворачивая туловище, класть ее на другую сторону., так например можно делать с пирамидкой и кольцами к ней

39) «Ласточка»
Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки.
Поддерживайте его за разведенные в стороны руки, спомощью гимнастических колец.

40) «Рыбка»
Ребенок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Выпрямляя руки, прогибается
спиной, поднимает голову и грудь.

41) «Кошечка»
Ребенок встает на четвереньки. Опускает голову, выгибает спину вверх, как
киска. Затем поднимает голову и проггибает спину, потягивается.

42) «Черепашка спряталась»
Ребенок ложится на спину, руки вытянуты вдоль тела. Сжимается в комочек, притягивая
руками колени к груди и старается коснуться лбом коленей. Покачивается в таком положении вперед-назад

43) «Бревнышко»
Малыш ложится на спину, руки вытянуты вверх, за голову. Поворачивается на бок, не сгибая ни туловища, ни ног, ни рук, затем поворачивается на живот. Покататься «бревнышком по полу.

44) Тачка

Помогите ребенку передвигаться на руках по полу - так как показано на рисунке!

Упражнения с мячом

Все дети любят играть с мячом - и это прекрасное физическое развитие, развитие ловкости рук и общей локомоторики.

45) Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

46) Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении или в большую цель. Не ставьте перед ребенком трудновыполнимых задач.

Предложения в этой статье система гимнастических упражнений основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! - пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5-10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

Зарядка для самых маленьких

Достань солнышко . Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания . Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик . Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик . Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное - старание!

Кошечка . Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки . Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

Ольга Катунина
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.

Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет .

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом , координировать действия.

В конце первого и начале второго года жизни ребенок начинает ходить. Сначала его действия неуверенные, он часто падает, не умеет удерживать равновесие, преодолевать даже небольшие препятствия. Ему трудно одновременно выполнять движения ногами и руками.

К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, перешагивать через невысокое препятствие.

Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша.

В сфере физического развития основными педагогическими задачами являются :

а) развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, лазания, бросания)

б) развитие координации движений.

Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия. В детских учреждения должно быть спортивное оборудование, способствующее развитию двигательной активности детей : лесенки, горки, скамеечки, дорожки с препятствием, мячи, обручи, гимнастические лесенки и т. д. Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть не только в спортивном зале, но и в групповом помещении, а также на участке. При этом групповое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.

Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов.

Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 1 года до 2 лет составляет 5-6 минут.

Комплекс физкультурных упражнений .

Цель : Малыши учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, преодолевать препятствия, координируют свои движения, согласовывают свои действия со словами стихотворения.

Игра «Поезд» .

Воспитатель предлагает малышам : «Давайте я буду паровозикам, а вы вагончики. Встаньте друг за другом, вот так (воспитатель показывает как взяться за впереди стоящего ребенка, затем начинает медленно двигаться по группе, читая стихотворение):

«Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят.

Тук-тук, тук-тук».

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «По ровненькой дорожке» .

Воспитатель выкладывает дорожку на пол, в конце кладем обруч. Потом берет за руку малыша, проводит по дорожке, читая стихотворения :

«По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

топ-топ-топ-топ».

Когда доходят до конца дорожки со словами «бух в ямку» , присаживаются в обруч.

Повторить 2-3 раза.

Игра «Надувай шарик» .

Учить ребенка отталкивать надувной шарик одной и двумя руками, расширять пассивный словарь словами (улетел-прилетел) . Вызывать чувство радости от выполненных действий. Побуждать к самостоятельным действиям.

Материал : надувной шарик, к которому привязана ленточка.

Воспитатель показывает ребенку шарик, дает его потрогать. Затем легонько отталкивает шарик и предлагает ребенку сделать так же.

Сначала действует рукой малыша, добиваясь чтобы он сам отталкивал шарик.

Отталкивая шарик, воспитатель говорит : «Улетел шарик» , когда шарик возвращается на место : «Прилетел шарик» .

Повторить игру 2-3 раза.

Подвижные игры.

«Прыжки» .

Дети учатся прыгать разными способами : на двух ногах, на одной ножке, с продвижением вперед, через предметы.

«Прыг-прыг, топ-топ»

Воспитатель читает стихотворение и показывает действия, побуждая малышей повторять их…

«Девочки и мальчики, хлоп-хлоп-хлоп!

Прыгают как мячики, прыг-прыг-прыг,

Ножками топочут, топ-топ-топ

Весело хохочут ха-ха-ха».

Затем воспитатель говорит : «Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ручки на коленочки, пусть они отдохнут».

Все садятся на ковер и отдыхают.

Игру можно повторить.

«Догоните мяч» .

Воспитатель приносит корзину с мячиками (по количеству детей) и предлагает детям поиграть.

Собирает детей вокруг себя и со словами «догоните мячики» бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячиками, берут их и складывают обратно в корзину.

Дыхательные упражнения .

Игры-занятия направлены на укрепление дыхательной мускулатуры.

Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики , разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день)

«Коровка мычит»

Воспитатель предлагает малышам изобразить, как мычит коровка.

Дети делают вдох и на выдохе произносят «му-му» .

«Ветерок» .

Воспитатель предлагает малышам изобразить, как дует ветерок. Вытянуть губки трубочкой и выдохнуть воздух через рот.

Игры повторяются 2-3 раза.

Похожее упражнение «Надуваем шарик» .

«Часики» .

Воспитатель предлагает встать прямо, ноги расставить, руки опустить. Размахивать вперед и назад прямыми руками, произнося «тик-так» .

Игру повторить 2-3 раза.

«Гуси» .

Воспитатель предлагает детям медленно походить по комнате, поднимая и опуская руки в стороны. Руки опускать на выдох с произнесением длительного звука «г-у-у-у» .

Игру повторить 3-4 раза.

Публикации по теме:

Пополнение и создание нестандартного оборудования для закаливания, игр и физических упражнений в группе и на прогулке Автор: Синофеева Е. С. Актуальность: недостаточно оборудования и атрибутов для закаливания, физических упражнений и игр на прогулке весной.

Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной.

Комплекс релаксационных упражнений и гимнастики для глаз Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими раз-работками НИИ дошкольного воспитания, доступны детям. «Поиграем с матрешками».

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом - ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.

  • | E-mail |
  • | Печать

Упражнения, способствующие развитию ходьбы.

Само­стоятельно ходить дети начинают с 8-13 мес. Сна­чала появляются первые неуверенные шаги, которые еще нельзя назвать ходьбой в полном смысле слова. В дальнейшем ходьба совершенствуется, ребенок на­чинает менять ее направление без остановки, приуча­ется ходить по "пересеченной" местности - кочкам, неровностям (вначале, неустойчиво, затем устойчиво). Вскоре происходит овладение ходьбой в ровном ритме, появляется быстрая ходьба. Постепенно ребе­нок начинает ходить по лестнице (бытовая ходьба) приставным шагом с опорой и без опоры, а также переменным шагом. Имитационная ходьба развива­ется параллельно пониманию речи. При этом важ­ную роль играет знакомство с образами животных. Некоторые дети овладевают автоматизированной ходьбой только к 3 годам 6 мес, другие же - до 2 лет. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уравновешивает ос­новные нервные процессы. Для воспитания ритмич­ной ходьбы у детей применяются упражнения на координацию: ходьба по неровной местности, соразмерение своего шага с шагом товарища (в воз­расте 3 лет). Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается. Так, дети 3 лет при условии эмоцио­нальной заинтересованности (пойти посмотреть, как летают самолеты, как плавают утки, и т. д.) могут проходить 500 м и более (малый туризм).

Во время "дальней ходьбы" желательно делать остановки - отдых для осмотра окружающей при­роды.

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования 1ходьбы:

Ходьба через палочки с опорой и без опоры.

Ходьба по "кирпичикам" с опорой и без опоры.

Ходьба через обруч или через обручи (рис. 22).

Ходьба вокруг обруча.

Ходьба вокруг веревки.

Ходьба с мешочком на голове (рис. 23).

Ходьба между разложенными палками.

Ходьба между булавами (рис. 24).

Ходьба за мячом.

Ходьба через обручи вдвоем.

Ходьба по пересеченной местности.

Имитационная ходьба и др.

Во время выполнения упражнений для развития и совершенствования ходьбы необходимо постоянно следить за осанкой.

Упражнения, способствующие развитию бега.

Этим видом движения большинство детей овладевают только к 2 или 3 годам. По-видимому, развитие указанного двигательного акта до 2,5 лет связано с двигательной одаренностью.

Развитие его проходит ряд стадий: быстрая ходь­ба, бег без "полета", с небольшим "полетом". Только к концу 3-го года и позже у детей появляется "полет" в беге. При быстрой ходьбе и беге детям трудно ме­нять направление, но к 3 годам многие из них это осваивают.

Бег развивает быстроту, выносливость: в этом движении участвует большое количество мышц, зна­чительно усиливается кровообращение и дыхание. Темп и ритм бега у детей преддошкольного возраста должны быть произвольными. Изменять ритм во время бега желательно под образную команду: "пойдем быстрее", "автомобиль замедляет ход" и т. д. Положение рук также должно быть произвольным, а в дальнейшем при полном умении бегать руки дви­гаются в сочетании с движениями ног. Для обучения бегу очень удобно использовать игру "в лошадки". Приводим примерный перечень упражнений для раз­вития и совершенствования бега:

Бег, "как лошадки" (рис. 25).

Догнать катящийся мячик, обруч.

Пробежать вокруг обруча (рис. 26).

Пробежать вокруг веревки.

Пробежать вокруг булавы.

Пробежать вокруг палки.

Бег с предметом (обручем), который имитирует руль автомобиля (рис. 27).

Можно использовать и другие упражнения. Во время бега необходимо следить за положением го­ловы, которая не должна быть опущенной.

Упражнения, способствующие развитию равновесия.

Дети сами часто делают движения, связанные с сохранением равновесия (залезают на высокий предмет, встают на поверхность с малой площадью опоры и т. д.). Некоторые дети "трусливы" и движениями, связанными с сохране­нием равновесия, овладевают позднее.

Данный навык у таких детей приходится длительно тренировать.

Выполнение упражнений для выработки умения сохранять равновесие способствует развитию коорди­нации движений, ловкости, смелости, внимания. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь анализаторов (вестибулярного, зрительного и двига­тельного).

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования умения сохранять рав­новесие.

Ходьба по ограниченной плоскости (рис. 28),

Перешагивание через предмет (рис. 29).

Ходьба по доске (ширина 25-15-10 см) с помощью и без помощи взрослого.

Вхождение на наклонную плоскость с опорой.

Вхождение на наклонную плоскость разной высоты без опоры (рис. 30).

Ходьба по гимнастической скамейке с опорой,

Ходьба по гимнастической скамейке без опоры.

Ходьба по скамейке с предметами (рис. 31).

Ходьба по стесанному бревну с опорой и без нее.

Ходьба по веревочке (рис. 32).

Ходьба по обручу.

Ходьба боковая по палочке (рис. 33).

Ходьба с мешочком на голове.

Ходьба по лестнице.

При выполнении упражнений надо обязательно следить за осанкой (начиная с 1 года 2 мес. дети при ходьбе по доске следят за игрушкой, стоящей на конце доски). Если дети полутора лет и старше еще не умеют прыгать, схо­ждение малышей со скамейки должно быть "мягким".

Упражнения, способствующие развитию прыжков.

Этот дви­гательный акт возника­ет довольно рано. Со­вершенствование его во многом зависит от ин­дивидуальных особен­ностей ребенка. Так, например, перепрыги­вать через палку боль­шинство детей начина­ет с 2 лет 6 мес., но встречаются дети, уме­ющие делать это уже в 1 год 7 мес.

Детям первых лет жизни доступны самые простые элементы прыжка, например "пританцовывание", подпрыгивание, перепрыгивание через какой- либо предмет на малое расстояние (5-10-15 см) с опорой и без опоры, соскакивание.

Прыжки - упражнение, вырабатывающее лов­кость и координацию движений, после их выполнения учащается и углубляется дыхание.

Необходимо обращать внимание на легкость прыжка (как мышка, как кошка) и обучать послед­нему имитационным способом (как зайка, как мя­чик). Спрыгивать с высоты следует после того, как ребенок научится легко подпрыгивать на месте. Злоупотреблять спрыгиванием не нужно, учитывая несовершен­ство строения и особен­ности сводов стопы у детей.

Во время выполне­ния прыжков необхо­димо следить за осан­кой.

Приводим пример­ный перечень упражне­ний для развития и со­вершенствования пры­жков:

Подпрыгивание на месте с поддержкой за руки.

Подпрыгивание на месте без опоры.

Подпрыгивание в длину ("скачет зай­ка").

Прыжки в об­руч-вперед, назад (рис. 34, а, б).

Прыжки через па­лочку, веревочку дву­мя ногами начиная с высоты 2 см (рис. 35)

Подпрыгивание на одной ноге попере­менно.

Спрыгивание с гимнастической ска­мейки с мягким при­землением (рис. 36).

Прыжки двумя ногами вдоль веревки.

Прыжки вокруг мешка и др.

Упражнения, способствующие развитию лазания.

Это один из видов движения, который рано развивается (в основе его лежит умение пол­зать, которое появляется в 5-6 мес.) и легко совер­шенствуется. Детям, имеющим недостаточные навыки по сохранению равновесия, освоение лазания по вер­тикальной лестнице дается не легко.

Ползание, подползание, лазание - движения, спо­собствующие уменьшению нагрузки на позвоночник, которая в возрасте 2-3 лет уже достаточно велика при длительном сидении за столом (во время занятий и приема пищи).

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию лаза­ния:

Залезть на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.

Влезть в обруч, вылезти из него (рис. 37).

Залезть на горку на четвереньках.

Перелезть через предмет - гимнастическую скамейку, веревку (рис. 38).

Подползти под предмет (скамейку, стол, стул, палочку-, веревку (рис. 39).

Ползание по гимнастической скамейке.

Вползание в обруч или в обручи (рис. 40).

Проползти на четвереньках между двумя па­раллельно положенными веревками (рис. 41).

Ползать на четвереньках между булавами.

Лазание по стремянке.

Ползание на четвереньках вокруг обруча, па­лочки, мешочка (рис. 42).

Лазание по вертикальной лестнице пристав­ным, переменным шагом.

Ползти за "убегающей" веревкой (рис. 43).

Встать на скамейку и сойти.

Упражнения, способствующие развитию метания.

Это движение у детей проявляется бро­санием предметов вниз или в горизонтальную цель. Оно воспитывает ловкость, координацию движений, быстроту, развивает мышцы плечевого пояса. Сна­чала предмет бросают одной рукой, затем двумя (это труднее). Постепенно ребенок овладевает элементами произвольного бросания в вертикальную цель.

В этом упражнении участвуют двигательный, вес­тибулярный и зрительный анализаторы, но ведущая роль принадлежит последнему. Положение туловища при этом движении должно быть произвольным.

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию мета­ния:

Положить мяч в горизонтальную цель (корзину или обруч), находящуюся на разном расстоянии;

а) горизонтальная цель на высоте 80-100 см/диа­метр ее - 60 ч:м, расстояние до цели - вытянутые руки ребенка (рис. 44);

б) горизонтальная цель на высоте 100-120 см, диаметр - 50-60 см, расстояние - то же.

Бросить мяч в вертикальную цель диаметром 60 см, находящуюся на высоте вытянутых рук ре­бенка.

Бросить большой мяч двумя руками в горизон­тальную цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см.

Бросить маленький мяч отдельно правой и ле­вой рукой в цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см (рис. 45).

Сбить кегли или булавы мячом.

Катание большого или малого мяча через огра­ниченное пространство или по направлению друг к другу.

Игры в мяч: поймать мяч на разном расстоя­нии от пола и от стенки; отбивание мяча рукой.

Перебросить мяч над веревкой или палкой.

Прокатить мяч под веревкой.

Бросание большого мяча двумя руками (движения - мяч у груди, над головой, за головой и из этого положения бросок в вертикальную цель диа­метром 60 см, высотой 80-120 см, с расстояния 80- 150 см).

И цель и расстояние те же - бросание малых мячей поочередно правой и левой руками.

В качестве цели применяют обручи разных разме­ров и цветов. Во время бросания нужно следить за осанкой, за обязательным чередованием рук. У де­тей до 3 лет метание носит произвольный харак­тер.

Формирование правильной осанки.

В формиро­вании правильной осанки основную роль играет общий мышечный тонус и, в частности, тонус мышц спины, живота ("мышечный корсет") и ягодиц. Приводим примерный перечень упражнений, допол­нительно способствующих формированию осанки.

Упражнения в ползании и подползании, кото­рые укрепляют мышцы спины, живота.

Присаживание за игрушку, предмет (рис. 46).

Из исходного положения лежа на животе с фик­сированными прямыми ногами приподнять палочку двумя полусогнутыми руками (руки на ширине плеч ребенка). При этом нужно следить, чтобы ребенок не прогибался.

Из исходного положения на животе сделать "крылышки".

Скатывание с горки в положении на животе, руки держать за спиной (рис. 47).

Исходное положение на животе, на скамейке; сделать "ласточку".

Упражнения с мячом: исходное положение - сидя верхом на скамейке:

а) мяч на голове; б) положить мяч справа на пол; в) положить слева на пол; г) снова положить мяч на голову (рис. 48, а, б).

Упражнения с обручем: а) встать в обруч; б) присесть; в) поднять обруч на вытянутых руках вверх; г) вытянуть обруч вперед; д) положить обруч на пол (рис. 49, а, б).

Из исходного положения сидя верхом на ска­мейке с обручем:

а) поднять обруч вверх ("я на крышу посмотрю"); б) положить обруч справа на пол; в) поднять обруч вверх; г) положить обруч слева; д) положить обруч на скамейку.

Подтягивание за палочку (рис. 50).

Перетягивание палочки, веревки (рис. 51, а, б).

В положении лежа на животе катать мяч и другие предметы (рис. 52).

При выполнении упражнений следует следить за осанкой (положение головы и плеч).

Упражнения для мышц голеней, стоп (предупреж­дение плоскостопия).

Ребенок сидя на стульчике и опираясь на его спинку, руками - в сиденье, катает мяч ногами впе­ред и назад (рис. 53).

Исходное положение тоже - покатать ногами палку (рис. 54).

Сидя на стуль­чике, собрать ногами веревку.

Сидя на стуль­чике, поднять мешочек или мяч ногами (внут­ренней стороной) (рис. 55). Мячи разных раз­меров.

Сидя на стуль­чике, покатать ногами булаву.

Из положения стоя (воспитательница держит ребенка под мышки) покатать нога­ми мяч.

Описание упражне­ний с отдельными пред­метами. В занятиях гимнастикой должны использоваться различ­ные предметы, которые следует ежедневно ме­нять (чередовать).

В первые дни заня­тий упражнения повто­ряются 2 раза, затем их число увеличивает­ся и достигает 5 у детей до 2 лет и 8 - до 3 лет. Сле­дует учитывать, что возраст при выполнении тех или иных упражнений имеет до некоторой степени относи­тельное значение. Одно и то же упражнение разные дети могут осваивать или несколько раньше, или позд­нее. Так, упражнения, выполняемые в 1 год 6 мес., неко­торыми детьми могут быть освоены в 2 года и позже.

Гимнастический инвентарь (скамейка, ящик, мяч, обручи, палки, веревки, булавы, мешочек - на рис. 56) дает возможность интересно и эмоционально про­водить занятия гимнастикой в домашних условиях и в условиях коллектива.

При применении предметов дети быстрее и лучше приобщаются к занятиям, и их творческие способно­сти развиваются интенсивнее.

Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет проводятся малым групповым методом (по 4-5 человек в группе). Дети объединяются по принципу их умений. Упражнения повторяются по 3-4 раза и больше в зависимости от состояния здоровья и индивидуаль­ных способностей каждого ребенка. Некоторые уп­ражнения повторяются чаще (упражнения для мышц спины, живота), особенно при вялой и нарушенной осанке.

Поделиться: