Когда следует начинать обучение скорочтению?
Позиции педагогов сходны в одном: не стоит учить беглому чтению ребенка, который еще читает по слогам. Начинать занятия можно, когда он уже умеет без усилий читать слова целиком и понимать целые фразы. Иначе пострадает понимание прочитанного. К тому же продолжительность уроков для домашнего обучения не каждому малышу по силам. Стандартно предлагается заниматься не более одного часа в день, в несколько подходов, если нужно.
Если заниматься по стандартной схеме, через 10 дней скорость чтения с учетом понимания текста увеличиться в среднем в 3 раза.
Итак, слишком раннее обучение, скорочтению, скорее вредно. В этом специалисты сходятся. А вот по поводу своевременного старта их позиции отличаются. Одни полагают, что начинать нужно в младшей школе, потому что в средних и старших классах придется «переламывать» привычные, но неправильные навыки чтения. Это отнимает силы и демотивирует.

Другие эксперты говорят, что навыки скорочтения, приобретенные в младшей школе, забудутся, потому что ребенку некуда их приложить. А вот 7−8 класс — самое время, так как среда подталкивает ученика к освоению больших объемов текстов. Нужно не отставать от одноклассников, хочется читать кроме классической литературы еще и свою любимую, начинается переход к изучению наук — все это стимулирует и мотивирует читать быстрее.
Базовые навыки для быстрого чтения
Научиться читать быстро — важный навык, который поможет в учебе, особенно после перехода в среднюю школу, когда объем информации резко увеличивается. Освоить скорочтение малышу будет просто, если у него развиты базовые навыки:
- Внимание, а также умение концентрировать и легко переключать его.
- Поле зрения, то есть способность охватывать взглядом сразу несколько слов.
- Движение глаз, когда взгляд без запинок возвращается от конца одной строки к началу следующей.
- Охват фразы целиком, когда во время чтения возникают не последовательные, а целостные образы («Маша ест кашу» — не последовательные образы сначала девочки, потом процесса еды, а потом — тарелки с кашей, а сразу целый образ, девочки за столом с ложкой и тарелкой).
- Скорость обработки информацией мозгом.
Чтение является сложным процессом, который включает в себя:
- 1. Технические навыки – правильное и быстрое восприятие, озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими с другой.
- 2. Процесс понимания смысла читаемого – извлечение смысла, содержания.
Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла текста, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.
(Т. Г. Егоров).
Упражнения для скорочтения — тренировка базовых навыков
Лабиринт. Распечатать или нарисовать лабиринт (сложность зависит от возраста) и предложить ребенку взглядом проложить маршрут.
Таблицы Вальтера Шульте. Тренируют периферийное зрение. В таблице 5 Х 5 клеточек размещены в произвольном порядке цифры от 1 до 25. Нужно найти ту или иную цифру быстро и одним взглядом. Для этого концентрируют внимание на центре таблицы, чтобы видеть ее целиком. Для усложнения задания используйте несколько таблиц.

Упражнения для развития техники чтения
Чтение с помощью «Решетки»
Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые его участки.
Ребёнок, воспринимая видимые в окошках элементы текста, должен мысленно восполнять перекрытые полосками участки строки, восстанавливая смысл.

Чтение с окошечком. Устранение регрессии
Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению)
Возьмите лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.
Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд его будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено, из-за того, что оно будет закрываться.
Расширяем поле зрения
На решение этой задачи направлено упражнение Пирамида.
Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово.
Скорочтение для взрослых
Обычная скорость чтения для взрослого человека — 150−200 слов в минуту. Умеющие читать быстро от природы или освоившие навык скорочтения «проглатывают» по 300−400 слов в минуту. Это позволит тебе прочитывать по несколько книг в неделю в неспешном темпе. Реклама курсов и школ может обещать и 800, и 1000, однако это вряд ли осуществимо без значительной потери смысла.
В общем, дело не в количестве и не в скорости. Суть этой супер-способности в том, чтобы понимать смысл текста. Для этого расширяют диапазон зрения, тренируют периферическое зрение, чтобы видеть фразы и строки целиком и словно предугадывать следующие слова и фразы.

Читайте систематически, в это время происходит формирование привычки не терять смысла и нити повествования при быстром чтении.
А какие книги за последний месяц прочитали вы?
Оказалась полезной статья «Как научиться быстро читать? Скорочтение для детей и взрослых» делись с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляй статью в закладки, что бы не потерять.