Арт-терапия: терапия искусством. Арт-терапия для взрослых И в пир, и в мир: об особенностях рисования на ногтях разной длины

Взрослые люди начинают рисовать по разным причинам. Кто-то исполняет детскую мечту, кто-то чувствует, что в жизни не хватает самовыражения, но для всех без исключения процесс рисования оказывается арт-терапией. Как научиться рисовать — и одновременно разобраться в своих чувствах? Предлагаем простой пошаговый мастер-класс.

Арт-терапию все чаще используют в своей практике психотерапевты. И это вполне объяснимо, ведь занимаясь интуитивными танцами, вокалом, лепкой из глины или рисованием, человек, прежде всего, обретает самого себя.

Максимальная отдача от применения арт-терапии происходит при сильных депрессивных или стрессовых состояниях — благодаря искусству у человека появляется возможность изжить душевную боль, страх, подавленность, а еще разобраться в себе, своих стремлениях и желаниях.

Научиться отражать свое состояние и эмоции с помощью рисования не сложно — для этого достаточно овладеть несколькими приемами, о которых и пойдет речь. Простой пошаговый мастер-класс поможет вам побороть нерешительность и на практике покажет, как работает арт-терапия.

Рисовать будем море. Море — это всегда эмоции, разные и много! Это движение, это всплеск, это яркость и несомненный позитив! Как раз то, что нужно для арт-терапии. Кроме того, с точки зрения психологии, именно синий, голубой и фиолетовый цвета отвечают за способность концентрироваться, сосредотачиваться на какой-то конкретной задаче. Потому морской пейзаж по своей цветовой гамме больше всего подходит для стартовых действий.

Начните с простой подготовки всего необходимого для творчества. Это успокаивает, дисциплинирует ум и настраивает. Не надо даже заранее, что называется, «видеть» свою картину — пусть процесс начнется с механической работы. И кстати, побалуйте себя качественными материалами. Это в первую очередь поднимет настроение вам самим, ведь использовать хорошие кисти, бумагу и краски — особенное удовольствие и залог вдохновения!

Вам понадобятся:

  • Лист бумаги. Не бойтесь брать большой лист, сможете добавить экспрессии в работе, размахнуться
  • Бумажный скотч
  • Планшет или любая твердая доска
  • Карандаш. Лучше взять мягкий карандаш, например, 2В
  • Ластик
  • Банка для воды
  • Пластиковая палитра
  • Крупная беличья кисть (№ 8-10)
  • Колонковая кисть (№ 3-4)
  • Акварельные краски 3 цветов: синий (ультрамарин), голубой и песочный (сиена натуральная)
  • Бумажные полотенца
  1. Прикрепите лист бумаги к планшету с помощью скотча со всех четырех сторон, захватывая по 1 см. Это очень важный момент! Когда бумага намокнет, то сильно деформируется, идет волнами. Чтобы ваш рисунок в дальнейшем был ровный и красивый, надо дать ему высохнуть, пока он зафиксирован скотчем, — тогда бумага выпрямится обратно.

  1. Переходим к следующему этапу. Сделайте предварительный рисунок карандашом. Это набросок, план вашей картины. Одна линия — это горизонт, здесь же может присутствовать элемент ландшафта, например, гора. Вторая линия — береговая линия.

  1. Дальше потребуется широкая, примерно 2-3 см, полоса скотча. Клеим ее так, чтобы верхний край располагался по линии горизонта. Тут есть один важный момент: чтобы скотч не порвал бумагу, снимите с него часть липкого слоя, приклеив его сначала на планшет, потом отклейте и клейте уже на лист.

  1. На этом этапе начинаем работать с красками. Возьмите беличью кисть и смешайте голубую краску и синюю (ультрамарин) в равных пропорциях на пластиковой палитре. Начиная делать заливку неба, держите планшет под наклоном. Важное условие — вода внизу заливки должна скапливаться, образовывая каплю.

  1. Потом окунайте кисть снова в палитру и делайте следующую полоску, слегка перекрыв верхнюю. Каждую последующую полоску надо рисовать, слегка разбавляя на палитре краску водой. Таким образом, приближаясь к линии горизонта, небо будет светлее.

  1. Когда вы закончите заливку, внизу останется лишняя вода. С помощью бумажного полотенца выжмите кисть, а затем аккуратно соберите подсушенной кистью лишнюю воду на рисунке.
    Пока заливка неба еще сырая, тонкой колонковой кистью добавьте несколько капель чистой воды — так у вас появятся облака, а ваш рисунок приобретет реалистичность.

  1. Запомните! Снимать скотч с линии горизонта можно только после того, как весь этот слой высохнет.
    Теперь приступаем к заливке моря. Этот этап похож на тот, где мы делали заливку неба, постепенно разбавляя краску водой. Проделывая то же самое в этом случае, можно получить плавный и красивый переход от «глубин» к «мелководью» у берега. Здесь понадобится голубая краска. Примерно в середине моря, между линией горизонта и линией берега добавьте снова яркого голубого цвета.
    И помните: даже если пользуетесь чистым цветом из кюветы, все равно смешивайте его на палитре, чтобы найти нужную консистенцию.

  1. Переходим к прорисовке береговой линии. Сиеной натуральной залейте остаток моря. Не бойтесь, пусть смешивается на вашей картине «песок» и «морская вода». Не опасайтесь испачкать рисунок или нанести неверные мазки! Порой именно нечаянные «ляпы» и становятся самыми натуралистичными деталями. На этом этапе есть нюанс: не доводите песочный цвет до конца, пусть останется тонкая белая полоска, это будет пена от прибоя.

  1. Теперь возьмите сиену натуральную поярче, просто больше краски и меньше воды, и залейте песок. Пусть на вашем рисунке где-то сгущается цвет, где-то будет светлее, ведь ваш «песок» должен быть именно таким, каким вы его помните или хотите увидеть.

  1. Приступаем к заключительной части работы — прорисовке деталей. Смешайте синюю краску (ультрамарин) и немножко песочной (сиена натуральная), нарисуйте гору на заднем плане, она не должна быть слишком темной. Тут тоже есть свои хитрости, например, смесью ультрамарина и голубой краски можно «оживить» море волнами. Для прорисовки песка смешайте сиену и каплю ультрамарина, это будет падающая тень от волны. И добавьте брызг на песок этой же смесью цветов, стуча кистью об указательный палец.

  1. Дайте хорошо просохнуть вашей работе, чтобы не оставить следы от пальцев или не размазать края рисунка, когда станете откреплять скотч.

Ваша картина завершена. Можно оформить ее в рамку или сложить в отдельный, специальный альбом для ваших работ. Вы можете присмотреться к рисунку, добавить своих впечатлений, эмоций в виде отдельных штрихов или элементов пейзажа. В любом случае это только ваш труд, ваш результат, и вы можете им гордиться!

Даже если первый результат оказался не таким, как вы ожидали, это уже результат. Обратите внимание на то, что получилось лучше всего, и сосредоточьтесь на этом. Совершенствуйте и оттачивайте свои достижения! А главное, наслаждайтесь самим процессом рисования.

Нарисуйте несколько подобных картин, и вы увидите, что каждая из них будет отражать совершенно иное настроение, меняться как то море, которое вы рисуете.

Статья предоставлена Школой рисования Вероники Калачевой

Наталья Дюкова

Комментировать статью "Как научиться рисовать? Урок рисования и арт-терапия"

Еще по теме "Арт терапия рисование в 2020 году":

Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия. Как научиться рисовать. Уроки рисования для взрослых: пошаговый мастер-класс. ой, моему такого не нарисовать:) вообще рисовать не умеет и не хочет, в школе все желание...

Как научить рисовать ребенка за 1 занятие? Бесплатные уроки рисования для детей. Детский рисунок в 1 год 10 месяцев: пальчиковые краски и боди- арт. Как научить рисовать ребенка. Рисование для развития мелкой моторики.

Арт - терапия. расскажите как у вас получается или не получается, мой вообще кроме пару раз калк-маляк ну никак не хоет делать Слушай, ты явно мыслишь в правильном направлении - арттерапия и желательно для аутистов. Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3...

Арт - терапия: 5 необыкновенных раскрасок для вас и ваших детей. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня Арттерапия как средство борьбы с подростковыми комплексами. Сначала мне показалось это смешным, потом забавным, а через много лет я...

Витраж, рисование с детьми. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Если не ошибаюсь, была на семье статья - рисование с детьми витражей с использованием двухстороннего скотча.

УРОКИ рисования - рано? Есть возможность брать индивидуальные уроки по рисованию. Но это будут именно уроки - т.е. будут УЧИТЬ как надо рисовать. Правда, лучше в сети - в бумажном варианте я вряд ли смогу раздобыть. А ваши исследования - почитать можно?

Посмотрите другие обсуждения на тему "стол для песочной терапии своими руками": Первый шаг от страха к смеху, или Арт - терапия для Как сделать световой стол своими руками. В канун Нового года и Рождества Студия рисования песком "СэндПРО" традиционно проводит...

Раздел: Усыновление (Приглашаем на бесплатный вебинар « Арт - терапия в реабилитации детей). Вебинар* будет полезен для педагогов и психологов, использующих в своей работе с детьми арт -методы и игру как основные приемы психокоррекции.

Студия рисования. Хобби, увлечения, досуг. есть студия рисования песком на Юго-Западной в "Центре Арт * терапии " (в ЖЖ можно лепка из глины в Беляево есть в творческой студии 23 тм (для мам с детьми от 1,5 лет) на Островитянова 53 по субботам с 11:00. тел 8-926-904-55-64.

У меня дочь потрясно рисует. И это не мое любящее материнское сердце говорит, ее из Она любит рисовать и у нее получается. Мне кажется, если бы у нее появились помимо Пошла и сама попросилась в художку. Взяли. С первого же урока меня хвалили и ставили в пример...

Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия. Урок рисования и арт - терапия. Рисование для начинающих: мастер-класс пошагово. Версия для печати. 4,3 5 (42 оценок) Оценить статью.

Арт - терапия. Реабилитация и социальная адаптация. Школа даже есздит на ежегодный арт -фестиваль для людей с ограниченными возможностями. В школе ставят спектакли, занимаются на музкальных инструментах, танцуют, рисуют, лепят из глины, пишут стихи и...

урок рисования в школе. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. урок рисования в школе. Кто нибудь был в такой ситуации? на самом деле это и приятное и полезное дело,уметь рисовать,на мой взгляд.И научиться несложно-если не профессионально конечно.

У нас арт - терапия в садике. Занимаются рисованием, рисуют только на больших листах (А3), используют природные материалы (вместо У нас кружочки и палочки тоже долго были. Где-то год назад начал головастиков рисовать, а сейчас может что-то изобразить и сказать, что это...

Урок рисования и арт - терапия. Рисование для начинающих: мастер-класс пошагово. Версия для печати. Начинали с нуля, два года - уже прилично рисуем (нам 8) и очень довольны. Летом ходили в студию рисования при гимназии, 25 учеников - в месяц 600 рублей.

Где учат рисовать? Вдруг начали проявляться способности к рисованию. Раньше совсем не умела рисовать, а сейчас начала рисовать ребенку картинки и не могу остановиться просто. Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия.

А мой мальчик вчера пожаловался, что на уроках рисования у него рисунки хуже всех, и когда их сдают учительнице, она на обратной стороне листа рисует моему мальчику 2. В принципе, разве это правильно? Ребенок старается, никогда не филонит занятия, все делает от звонка до...

Уроки рисования. Предложения и поиск подработок. Уроки рисования д/д 7 лет, в районе Юго-Западной - куда? Мне так стыдно когда ребенок приходит и просит - мам Рисование для начинающих и арт - терапия. Кто-то исполняет детскую мечту, кто-то чувствует, что в жизни не...

Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия. Как научиться рисовать. Уроки рисования для взрослых: пошаговый мастер-класс. Где учат рисовать? Раньше совсем не умела рисовать, а сейчас начала рисовать ребенку картинки и...

Наверняка многие люди слышали такой термин, как "арт-терапия". Слово art с английского языка переводиться как искусство. Следовательно, в основе этого направления психологической коррекции лежит творчество и искусство. Стоит особое внимание отдать технике фракталов в арт-терапии, которая предполагает дробленое рисование, благоприятно воздействует на мозг и чувства пациента.

Сущность арт-терапии

Задачи, которые ставит перед собой арт-терапия, по сути, идентичны для других методов психологической коррекции. То есть, если глобально, это гармонизация эмоционального состояния человека. Но в арт-терапии это состояние достигается через самовыражение в творчестве. Ценность и уникальность этого метода состоит в том, что с помощью арт-терапии можно выразить самые разнообразные эмоциональные состояния и чувства:

  • страх;
  • восхищение;
  • обиду;
  • злость;
  • любовь и др.

Одной из основных идей арт-терапии (техники фракталов, драматургии и прочих) является то, что суть внутреннего «Я» личности выражается в образах, которые оно создает. Например, когда человек пишет картину или создает любой иной предмет творчества. И именно в процессе самовыражения своего «Я» и осуществляется процесс гармонизации психологического состояния личности. В основе арт-терапии лежит сублимация. То есть человек снимает определенное внутренние напряжение методом перенаправления энергии для достижения определенных целей. В случае арт-терапии это создание предметов творчества.

Что касается самих предметов творчества, то это могут быть и картины, и литературные произведения (библиотерапия), скульптуры (глинотерапия) и др. Арт-терапия является хорошим инструментом психологической работы над собой. Этот метод подходит людям абсолютно любого возраста. Возможности этого метода очень широки.

С помощью арт-терапии можно побороть определенные комплексы и страхи у детей и взрослых, гармонизировать свое психологическое состояние, поднять самооценку. К слову, это одно из самых быстроразвивающихся направлений в психотерапии. В ритме современной жизни, полной стрессовых ситуаций, все больше людей по всему миру прибегают к технике телесно-ориентированной арт-терапии как к инструменту снятия стресса и получения позитивных эмоций.

Фризлайт

Фризлайт является нетрадиционной техникой арт-терапии, а именно искусством рисования светом, для выполнения которого требуется лишь несколько обычных фотоаппаратов и наличие источника света. Одним из обязательных условий для осуществления данной техники является полная темнота. Обычно процесс фотографирования происходит в темное время суток. Для успешного проведения процесса фотоаппарат закрепляется с максимальной выдержкой, чем она будет длиннее, тем больше у художника будет времени на работу. Основными методами фризлайта являются:

  1. Динамический - при котором движутся источники света.
  2. Статический - источники света на непродолжительный промежуток подсвечивают заготовленные предметы.

Началом этого направления считаются эксперименты, проведенные в 1949 г. В тот год Пабло Пикасссо услышал от своего знакомого историю. Этим человеком был популярный на то время художник и фотограф Гийоном Мили. Мили рассказал Пикассо о новой технике фотографирования, которую он недавно применил: он прикрепил к ботинкам статиста маленькие фонари. Вдохновленный Пикассо решил сам опробовать такой метод.

Монотипия

Монотипия представляет собой особую технику рисования, которая доступна для использования всем людям, независимо от их способностей. Считается, что ее изобретателем стал художник итальянского происхождения - Джованни Кастильоне, живший в XVII веке, а распространение получила только в конце XIX века. Монотипия выполняется путем нанесения красок на гладкую поверхность. В качестве материала, который будет наноситься, можно использовать акварельный (для получения одноцветного рисунка) и масляный краски (для многоцветного). Для того чтобы разнообразить рисунок, можно применить различные способы нанесения мазков. Полученный рисунок дополняется различными средствами и приемами, среди которых стоит отметить обведение контуров черной и белой краской. Эта техника арт-терапии в психиатрии прекрасно подойдет для работы с детьми, так как она помогает им выразить свои эмоции.

Пластилиновая живопись

Живопись является одной из самых сложных разновидностей современного искусства. Искусство живописи из пластилина появилось в конце прошло века. Изначально данной техникой творили только дети. А настоящие художественные деятели считали ее детской забавой.

В и техник рисования есть много. В первую очередь, стоит выделить рисование пластилином.

Преподаватели в дошкольных учреждениях с удовольствием использовали пластилиновую живопись в занятиях с детишками. Данный тип творчества хорошо развивает пальчиковую моторику рук и мышление. Однако вскоре у этой живописи появились почитатели среди взрослой аудитории. Хотя профессионалы все равно продолжают считать данный вид искусства баловством. Со временем возникли различные техники живописного искусства из пластилина, среди которых лепка по контуру, создание рельефных работ, работы их жгутов, горошков, лепка с помощью мазков. Для каждой из этих техник потребуется определенный материал. Это может быть как обычный пластилин, так и восковой, застывающий, парафиновый и другие.

Фотокопия

Искусство рисования является интересным и увлекательным не только для детей, но и для взрослых. Одной из современных нетрадиционных техник является фотокопия - рисование с применением свечей. Данная техника абсолютно не сложная. Для ее воплощения понадобится любая свечка. Первым делом на листе бумаги рисуется эскиз будущей картины. Затем эскизные линии прорисовываются при помощи заранее заостренной в виде карандаша свечи. При помощи кисти лист смачивается водой, и сверху наносятся краски. Кисть можно заменить кусочком поролона. Затем, чтобы изображение появилось, необходимо аккуратно кистью или поролоновой губкой нанести по всей поверхности бумаги краску. И рисунок появится как при проявлении фотографий. После того как рисунок высохнет, его можно дополнить с помощью фломастеров. Фотокопия является одной из техник арт-терапии и помогает специалистам осуществлять различные психологические коррективы.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - лечение путем использования музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Музыкотерапия может быть как частью сложного психотерапевтического лечения, так и самостоятельным методом лечения. Основными результатами применения являются:

  • восстановление;
  • образование;
  • воспитание детей и взрослых, страдающих психическими или физическими заболеваниями.

Музыкальная терапия не только оказывает влияние на психологическое здоровье человека, но также вносит активное влияние в такие процессы, как дыхание, кровообращение и другие. Ее можно использовать в комплексе с техникой закрытых глаз в арт-терапии. Она считается активной, если от пациента требуются активные действия, такие как пение или игра на музыкальном инструменте. Терапия считается пассивной, если пациент выступает в роли слушателя. Терапия будет считаться интегративной, если кроме музыки будут использоваться другие виды творчества:

  • рисование;
  • поэзия;
  • проза;
  • драматургия и другие.

Библиотерапия

Библиотерапия включает различные методики такие, как психотерапия, психокоррекция, психология, книговедение. Библиотерапия производит воздействие на пациента с помощью чтения литературы, специально подобранной для него специалистом. Целью терапии является нормализация психического здоровья пациента. В ходе терапии человек записывает все в читательский дневник. Затем специалист анализирует записанные данные. Анализ поможет диагностировать и дать объективную оценку эффективности проводимой коррекции. Данный вид терапии рекомендуется применять в работе с детьми и взрослыми пациентами, которые страдают проблемами личностного и эмоционального характера. Библиотерапия может использоваться в индивидуальных и групповых сеансах. Для проведения групповых занятий членов группы подбирают по уровню их начитанности и литературным интересам. Во время диагностики клиенты вместе с психологом анализируют воздействие прочитанных книг, что помогает пациентам осознать личные проблемы.

Драмотерапия

Драматерапия - целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

  • различные неразрешенные психологические проблемы;
  • незначительные психологические отклонения;
  • внутрисемейные конфликты;
  • психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Игротерапия

Игротерапия - метод лечения, при котором основным источником воздействия является ролевая игра. Игра помогает содействовать клиенту в преодолении его психологических и социальных трудностей. Основной целью является снятие преград в личностном росте и эмоциональном развитии. К данному методу относят все психотерапевтические воздействия с помощью игр и игрушек. Объектом лечения может быть человек любого возраста и социального статуса, однако чаще всего данный метод применяется к детям и подросткам. В процессе игры играющий учится справляться со своими чувствами и ситуациями, которые моделируются в игре. Одним из важнейших преимуществ игротерапии является то, что в процессе игры можно выявить источник проблемы, а затем мягко и осторожно оценить и скорректировать состояние ребенка или взрослого. Также с ее помощью можно научить группу людей коллективно взаимодействовать в решении задачи игры.

Изотерапия

Изотерапия - методика, применяющаяся в психотерапевтическом направлении и использующая живопись. К этому методу относятся раскраски антистресс, креативные техники раскрашивания в арт-терапии и прочие методы. При применении изотерапиии на практике пациент создает свои картины или активно взаимодействует с уже готовыми изображениями. Данная методика имеет активное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Суть техники рисования в арт-терапии заключается в том, что «художник» активизирует работу мозга и выплескивает все скрытые мысли на бумагу. Вспомогательными инструментами данной методики являются бумага, краски и карандаши. Через определенное время по сохраненным работам психотерапевт определяет динамику улучшения или ухудшения психологического состояния пациента. Для достижения полноценного положительного результата от техники рисования в арт-терапии для пациента занятия проводятся систематические и под наблюдением врача. Применение изотерапии на практике является проверенной методикой, которая дает положительные результаты в лечении психологических отклонений.

Коллаж

Составление композиции, связанной по смыслу из многочисленного количества картинок, различных изображений или рисунков называется коллажем (техника арт-терапии). Семейная работа сближает, и это отличный вариант тем, кто хочет провести коллективную работу.

Такое понятие, как коллаж, появилось в конце XX века и за короткое время произвело позитивное впечатление на любителей искусства. Для составления данной композиции применяется определенная «платформа» в виде листа бумаги, ватмана или какой-либо ровной поверхности, на которой с помощью клея закрепляются различные изображения. Как дополнительный вид декора к коллажу могут крепиться различные аппликации и небольшие предметы. Главная особенность коллажа - это возможность сочетания различных изображений, не схожих по своей тематике. Собранная история на «платформе» выделяется своей оригинальностью и неповторимостью. За последнее время коллаж стал настоящим произведением искусства, который может создать каждый желающий.

Песочная терапия

В психологической практике используют множество методов для работы с людьми, имеющими психологические проблемы, а также детьми. Одним из них является базовая техника арт-терапии с использованием песка. Метод пользуется популярностью из-за своей эффективности и несложности в использовании. Пациент при помощи песка пытается гармонизировать свое внутреннее и внешнее "Я", а также побороть стресс. При проведении терапии используют поднос с песком, водой и небольшими фигурками. Пациент, используя собственную фантазию, должен соединить все воедино. Создание песочных композиций, а также их реконструкция - особый ритуал. На основе него можно проследить динамику психических изменений. Это своеобразная методика арт-терапии. Человек погружается в творчество и учится слушать свои мысли, что способствует решению психологических проблем, которые были до терапии.

Цветотерапия

Цветотерапия - современный метод психокоррекции с использованием цветовой палитры. С древних времен считалось, что цвет обладает силой, восстанавливающей душевной спокойствие, и способен излечить различные болезни. Считается, что человек воспринимает цвета не только с помощью зрения, но и бессознательно поглощает его через кожные покровы, мышцы и даже кости. Современные специалисты применяют цветовую терапию для лечения стрессов, головных болей, хронической усталости и недосыпа и других психологических проблем. Также лечение цветом хорошо влияет на восстановление состояния и внешнего вида кожи человека, прекрасно стимулирует иммунитет. Цветотерапию также применяют при пониженном аппетите, аллергии, заболеваниях кожи, ЖКТ и других болезнях. Любой человек после тяжелого дня инстинктивно мечтает оказаться в подходящей цветовой среде, искупаться в синем море, полежать на зеленой лужайке и тому подобное.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является одним из нововведений в арт-терапии. В психологии данный метод психокоррекции и психопрофилактики стал использоваться специалистами сравнительно недавно. Сказки еще с давних времен наши предки использовали для передачи информации. Сказочные истории очень глубоко воздействуют на подсознание и сознание как деток, так и взрослой аудитории. У детей данный метод развивает фантазию и учит их искать выходы из различных жизненных ситуаций. С взрослыми людьми терапия работает также прекрасно. Современные специалисты довольно часто стали применять сказкотерапию на своих семинарах, тренингах или индивидуальных сеансах, ведь ее можно отнести к ресурсной технике арт-терапии. Во время проведения данной терапии могут использоваться не только существующие произведения, но и придумываться новые. Сегодня сказкотерапия являются серьезным средством формирования сознания взрослых и отличным методом воспитания детей.

Фототерапия

В современном мире фототерапия является методом психокоррекции из одной из разновидностей арт-терапии. Данный темп терапии стремительными темпами набирает популярность. Специалисты используют различные фотографии для лечения депрессивных состояний, познания пациентами своего внутреннего мира, чувств и страхов. Методика работы данной терапии довольно проста. Пациент рассматривает различные фотоснимки, чтобы погрузиться в события своего прошлого. Во время продолжительного рассказа специалист делает различные пометки, а потом на их основе строит выводы о проблемах и их причинах. Фототерапия может быть индивидуальной, групповой или даже семейной. Для ее проведения человеку понадобится мобильный телефон, цифровая камера или просто старый фотоаппарат. Данный вид арт-терапии может использоваться для лечения людей различных возрастов во время решения большого списка проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия - метод, который применяется в психологии и является разновидностью арт-терапии. Эту методику используют в лечении страхов, агрессии, неуверенности в себе у взрослых и детей. Также с успехом применяется при лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей. Глинотерапия помогает человеку выразить те чувства, которые спрятаны в его подсознании и не находят выхода. Также при правильной интерпретации получившихся фигур можно понять, каких чувств и эмоций не хватает в жизни человека, о чем он даже еще не подозревает. Если на первых занятиях у человека не получаются фигуры, они ему не нравятся, то это тоже оказывает определенный терапевтический эффект. На последующих занятиях у человека все равно начнет получаться лучше. Видя повышение своего мастерства, он получает эмоциональное удовлетворение. У гиперактивных ребят, детей с синдромом дефицита внимания формируется усидчивость и улучшается концентрация внимания.

Применение техники и упражнений арт-терапии - метод воздействия на психику человека при помощи средств, образов, предметов, занятия и так далее. Арт-терапия способна вернуть к нормальной жизни человека с психическими расстройствами. Арт-терапия влияет на подсознание. За счет методики ее проведения, у человека на подсознательном уровне формируется изменение черт характера, поступков. Так, человек может избавиться от фобий, полюбить то, что ранее ему казалось чуждым, и так далее. Психология арт-терапии - уникальная возможность понять то, что было непонятно, увидеть, то, что было не видно, изменить то, что было невозможно, а также повысить самооценку, поднять настроение, изменить характер, поведение и много другое. Но вместе с тем методику арт-терапии может внедрять только знающий область психиатр. Судя по советам психиатров, методы и техники арт-терапии использовать следует лишь в тех случаях, когда возникшую проблему сложно решить другим методом, когда во время лечения человек чувствует себя некомфортно.

Например, отсутствие желания жить, депрессивное состояние, нахлынувшая апатия и так далее причин имеют много. Это может быть психологическая травма, полученная в раннем детстве, временный кризис, развитие страха и тому подобное. Чтоб справиться с этим, приема одних медикаментов мало. Тревога, страх, апатия, депрессия, отлично поддаются лечению во время игры, через искусство и так далее. Определенную технику арт-терапии и упражнения можно выбрать на свое усмотрение. Главное, чтобы это заинтересовало пациента. Только так арт-терапия принесет положительный результат. Самая популярная и часто используемая методика - воздействие через искусство, рисунок, цвет, музыку. Для детей более подходит сказкотерапия, игротерапия и другие. Главный результат - это изменение человека, когда он перестал свои мысли держать в себе. Все негативное он смог вылить на бумагу, открывшись. Регулярное проведение арт-терапии изменит жизнь к лучшему.

ФОТО Getty Images

Трудно представить себе нечто более классическое в косметологии, чем маникюр. Совершенствовались лишь техники обработки ногтей, препараты для ухода и наращивания. Когда же дело доходило до покрытия, выбор клиенток был неизменен: розово-бежевые цвета для повседневности и алый лак на выход. В середине 90-х стилисты сделали попытку ввести в моду черный лак. Но ее поддержали лишь отчаянные модницы и сторонницы гранжа. Да и то ненадолго. В начале 2000-х мы стали более раскрепощенными, разрешив себе сливово-коричневые и фиолетовые тона. Но все равно цветовая гамма в том или ином виде вращалась вокруг красной части спектра. Самые смелые позволяли своим мастерам расписать пару ногтей цветочками или нанести на них графичные узоры. Нейл-арт существовал тогда лишь как параллельное искусство и прикладного значения почти не имел.

Разноцветный переворот

Но пару лет назад ногти стали синими, зелеными, бронзовыми, желтыми или вообще разноцветными. Настоящая революция! Затем в моду вошли пайетки, рельефы, рисунки и трафареты. Маникюр превратился в искусство. Появился даже модный английский неологизм nailista – «помешанная на ногтях». Но почему именно сейчас кончики наших пальцев стали центром внимания? Они стали чаще оказываться на виду: на клавиатуре компьютера, экране планшетов или смартфонов. «Любые усовершенствования, касающиеся нашего тела, призваны создать нам новую идентичность в глазах окружающих, – объясняет социолог Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Caufmann). – В этом образе участвует и одежда, и жесты, и, конечно, ухоженные руки – тем более что в младенчестве именно их мы обнаруживаем у себя много раньше других частей тела».

Giorgio Armani 303 Dazzling; Orly Hot Tropics; By Terry Terrybly 700 Glitter Glow Top Coat; Maybelline New York Colorama 286; Essie 860 Resort Fling; Givenchy 16 Rose Addiction; Sally Hansen Complete Salon Manicure 575 Red Handed; Christina Fitzgerald Yes; Mavala 104 Arty Pink; Essie 859 Under The Twilight.

Необычный маникюр может говорить о сиюминутном настроении, о том, кем мы хотим быть в данный момент: нетривиально-романтичной модницей с ногтями цвета васильков и мяты, рокершей с черно-красным маникюром или легкомысленным подростком с желтым лаком в пайетках. Наклеенные поверх сердечки, звездочки, буквы и даже черепа – также способ сообщить нечто о себе. И это послание всегда связано с нашей женственностью. Сейчас, когда мужчины начали энергично ухаживать за своей кожей, волосами, лицом, фигурой и даже делают эпиляцию, яркий лак на ногтях остался одним из последних бастионов настоящей женщины. И мы намерены защищать его до последнего.

Вернуться в детство

Накрасить ногти лаком – это первый косметический ритуал, о котором девочка просит маму. И первое, на что она дает разрешение! Но если маленькие девочки стремятся при помощи яркого маникюра повзрослеть, то с недавних пор многие взрослые женщины, наоборот, охотно примеряют детский маникюр. Эта мода пришла из Юго-Восточной Азии и является продолжением местной традиции kawaii («маленький» в переводе с японского). Ходить в школьных юбках, носить гольфы, блузки с отложным воротником и клеить на ногти мишек и сердечки там не стесняются даже те, чей выпускной был много лет назад. На улицах Европы и России тоже появились девушки с ногтями как у героинь аниме и комиксов манга. Такой нейл-арт выглядит забавно и по-девчачьи мило, хотя и намекает на некоторый регресс. Не стоит приходить на работу с котиками на зеленых ногтях. Даже если офисный дресс-код не очень суров, это не прибавит баллов деловой репутации.

Новые амазонки

Приходя на маникюр, мы вряд ли задумываемся, что ногти – это по сути своей когти, символ борьбы и умения постоять за себя. Но такие ассоциации вызывают только длинные ногти насыщенных цветов, при виде которых мужчина невольно думает об агрессивном сексе, представляя, как острый ноготь впивается в спину во время любовных утех.

После«леденцовых» тенденций в нейл-арте вполне может вернуться мода на кровавые лаки и длинные ногти. Сегодня мы можем осуществить любые свои прихоти и фантазии, менять образ хоть каждый день, и в этом есть что-то завораживающее. Недаром ногти были в старину важным элементом колдовских ритуалов и магических чар.

Под настроение

Самый модный и легкий в использовании аксессуар для шаловливых ручек – самоклеющиеся стикеры. С их помощью можно за несколько минут преобразить свои ногти под настроение. Благо узоров, цветов и эффектов у стикеров – великое множество.

Интенсивное увлажнение

Попробуйте продукции серии МАГИЯ ТИАРЕ: аква-гель, мыло, крем для рук. Крем с био-маслом цветов тиаре раскрывает секрет красоты кожи рук – идеальное и длительное увлажнение. Благодаря легкой текстуре крем мгновенно проникает в кожу рук и доставляет влагу именно туда, где она наиболее необходима. Кожа, как цветок, насыщается влагой и активными веществами.

Говорят, что лучшее вложение инвестиций – в себя. И прежде всего в свое душевное спокойствие.

Вероятно, уже нет на свете ни одного человека, который бы не знал, что наша энергия направляется туда, куда направлено наше внимание. И тем не менее, мы продолжаем монотонно, постоянно «пережевывать» неприятные мысли, концентрируясь на негативе. При этом горько вздыхаем: «Ну почему у людей, как у людей, а у меня все наперекосяк?». Справиться с подобным состоянием, оказывается, при желании не составляет особого труда. «Растрепанные» чувства можно привести в порядок, используя множество средств из арсенала психологов. Самые приятные и доступные - техники арт-терапии, релаксация и медитация.

Один час для себя, любимой

Выделять для этого особое время, посещать какие-то занятия совсем необязательно. Особенно если вы едва выкраиваете в своем плотном графике «дом-семья-работа» один час для себя, любимой. Этого вполне достаточно. Можно совместить приятное с полезным, и в качестве терапии использовать… уход за волосами, телом, массаж, маникюр, визаж. Важно! Для достижения терапевтического эффекта все это необходимо выполнять самостоятельно. Ведь цель – не просто красивые ухоженные волосы, сногсшибательный дизайн ногтей или мягкая шелковистая кожа, что само по себе отлично повышает настроение и что легко получить в результате салонных процедур. Цель – достижение внутренней гармонии, направленность своей энергии на позитив. Своего рода творчество.

Итак, приступим. Остановите свою внутреннюю мыслемешалку. Расслабьтесь, абстрагируйтесь от внешнего мира, можете включить легкую музыку, и начинайте творить… Это сродни завораживающему танцу, когда человек отдает себя во власть своего тела, «идет» за ним, позволяя энергии произвольно течь, выплескивать эмоции. Все внимание на процессе.

Арт-терапия. Нейл-арт: техника росписи мокрым лаком

Одним из средств арт-терапии может служить нейл-арт. Ведь он требует определенной концентрации на процессе, чуть больше времени, чем обычное покрытие ногтей, плюс применение фантазии и художественного вкуса. Даже если раньше вы не замечали за собой всплесков таланта художника, освоить технику росписи мокрым лаком вполне вам по силам.

Маленькие картины в стиле экспрессионистов на ногтях в домашних условиях – почему бы и нет? Необычный маникюр привлечет внимание и прекрасно дополнит ваш образ. Что нам понадобится? Зубочистки, два лака густой консистенции черного и белого цвета, основа и прозрачный лак. Можно поэкспериментировать и с другими цветовыми решениями. Особенно эффективно использовать цвета, сочетание которых дает третий цвет. Например, желтый и голубой, сливаясь, образуют вариации бирюзового, красный и желтый – оранжевого, красный и белый - розового, черный и белый – оттенки серого. Или же добавить количество лаков.

В качестве основы очень хорош гидрогель: он питает и увлажняет ногти. При регулярном использовании гидрогеля ногтевая пластина становится толще и прочнее, что очень актуально для женщин, желающих укрепить ногти так, чтобы они без повреждений отрасли до желанной длины.

Мастер-класс по нейл-арту

Далее все предельно просто. Нанесите на ноготь базовый лак. В нашем случае это белый. Потом нанесите несколько капель черного и белого таким образом, чтобы капли сливались друг с другом. С помощью зубочистки аккуратно перемешайте капли разного цвета. Если при этом вы сумеете нарисовать конкретный рисунок (благо, вариантов в свободном доступе в интернете множество) – хорошо, если нет – тоже хорошо: рисунок все равно получится. Спонтанный.

Всмотритесь в переплетения цветовых линий, и вы увидите бесконечный космос с его галактиками и туманностями. Или причудливые очертания лепестков цветов. Видение картинок на ногтях, как и в детстве видение облачных фигурок, ограничивается только полетом вашей фантазии. Каждый образ действительно оригинальный, поскольку лаки сами проникают друг в друга, переплетаются, размывая формы, создают дополнительные оттенки серого, белого, черного. Ни одна линия не повторяется! Безусловно, при всей кажущейся простоте техники, получение красивых картинок требует определённой сноровки. Что ж, потренируемся.

Дайте ногтям подсохнуть. Нанесите прозрачный лак или закрепитель. Шедевр готов! Своеобразные мини-картины. Внимание к своим ногтям вы гарантированно привлечете.

Но вы помните, что не это было целью. И отвечая на вопрос «А, каляки-маляки. И что ты хотела этим сказать?», улыбнитесь: «Да ничего. Я просто наслаждалась процессом. Можно сказать, активно медитировала».

Для достижения цели совсем необязательно сдвигать с места горы. Достаточно направить свою энергию на созидание, освободив ее из замкнутого круга негативных эмоций. Получите удовольствие от заботы о себе. И в благодарность ваша душа будет подсказывать вам новые возможности для максимального ощущения вкуса жизни.

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание. Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала. По словам известного художника А.В. Кокорина, он полюбил акварель за ее свежесть, прозрачность, звучность и… жизнерадостность. Акварель по своей природе прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просвечивая сквозь слои красок, принимает самое активное участие в художественном процессе и придает произведению легкость и свежесть. «Краски бегут по сырой бумаге, образуя неожиданные сочетания, красивые потеки, и невольно начинаешь любоваться ими, и становится жаль расстаться с этой случайной красотой», - пишет А.В. Кокорин.

Это наблюдение, по существу, иллюстрирует известный тезис Л.С. Выготского о природе эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта «от мучительного к приносящему наслаждение» («Психология искусства», 1968). Следовательно, побуждая человека к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов личности, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях. Ведь чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Пример

На учебной арт-терапевтической сессии было предложено поработать с актуальными эмоциональными состояниями. Из составленного мною списка я выбрала отрицательное чувство. Это - тревога. Я представила ее в виде фонтана. Нарисовать образ карандашом на бумаге было очень легко. Затем надо было смять лист. При этом я хотела смять, сжать его так, чтобы он стал как можно меньше. Делать это очень приятно, чувствуя при этом превосходство над тревогой.

После того как я намочила листок и расправила его на столе, мне понравилось, что фонтан принял еле заметные очертания. Когда я начала его раскрашивать, то вообще забыла про контур, нарисованный карандашом, увлеклась «игрой» акварели, которая растекалась по мокрой бумаге, как бы нивелируя, ослабляя мою тревогу. Неожиданно сердце переполнилось радостью, даже каким-то детским чувством восторга, щемящим ожиданием доброго исхода ситуации. А потом пришло осознание границ моей личной проблемы. Я поняла, что фонтан переполнен и больше не может удерживать, таить тревогу, что это чувство должно перелиться за «бортик» фонтана.

Теперь я готова говорить о своей тревоге и ее причине с близким мне человеком. В конце занятия я с неожиданной легкостью решила рассказать «Историю фонтана», а затем трансформировала рисунок: добавила светло-оранжевый фон.

Спустя год после этого случая студентка написала: «До сих пор испытываю благодарность преподавателю и группе за молчаливое, но искреннее со-присутствие».

Комментарий. Подобные сессии могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки. Как известно, осознание - переломный момент на пути к психологическому «исцелению». Механизм в том, что, обращаясь к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, можно получить интуитивное откровение, инсайт (Натали Роджерс , 1997).

Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических техник.

ЛИНИИ КОНФЛИКТА

Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Этап индивидуальной работы

Инструкции

Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку - фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв местами фломастеры в левой и правой руке. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука - линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.

Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.

Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин - мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии. Еще одно преимущество глины - бесцветность, что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.

Известно, что проекция чувств на внешние объекты - путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания». Помимо этого, фольга - блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.

По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).

Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.

Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, то участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:

Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?

Что чувствуете сейчас?

Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?

Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?

Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта?

Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?

Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее - это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Заключительный этап

Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда - о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты. Принятие подобных откровений - ресурсный старт для личностного роста.

Комментарий. По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски, линия - один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах. По существу, они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или его определенный этап.

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» ресурсна и в контексте оперативной диагностики эмоционального состояния для выявления, проработки и отреагирования эмоций и чувств, в том числе и подавляемых.

В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, рисунок менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Согласно мнению Р. Амман (2000), левая рука представляет внутренний мир, а правая - внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

По сути, каждая линия на бумаге - «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события.

Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой руки одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на линию конфликта от «лица оппонента».

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов («на одной территории»).

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсутствием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или то, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабели.

Помимо рисунка в виде цветных линий, следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «оппонента (противника)». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

По мере отреагирования фрустрирующих переживаний образы из пластилина трансформируются и отражают уже изменившийся взгляд автора на проблему и ситуацию конфликта.

По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансформации, который отличает арт-терапевтическую работу от художественного творчества. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее выражен эффект эстетический.

Очевидно, что в ситуациях острого расстройства, вызванного стрессом, особое значение имеет позиция помогающего специалиста. Символичность языка рисунка дает клиенту чувство защищенности, соприсутствие арт-терапевта помогает созданию психологически безопасного пространства, в пределах которого возможно отреагирование разнообразных чувств в спонтанных художественных образах, преодоление травматичных переживаний.

Так, Натали Роджерс (1997) пишет: «Крайне важно, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым - достаточно редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее исцеляют именно эти моменты принятия и понимания.

В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ».

ПОДАРОК В МОЕЙ ЖИЗНИ

Оборудование и материалы: для работы каждому участнику потребуются один-два альбомных листа формата А3, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, коробка цветного пластилина.

Инструкция

Нарисуйте самый яркий «подарок» в вашей жизни. Когда работа будет завершена, создайте образ этого подарка из пластилина. Придумайте название композиции, расскажите историю этого подарка.

Можно предложить участникам арт-терапевтической сессии закрыть глаза и под звуки негромко звучащей лирической мелодии вспомнить подарки, которые они получали и дарили, а также эмоциональную окраску сопутствующих этому ситуаций. Выбрать из калейдоскопа воспоминаний самое яркое и изобразить его на листе бумаги любыми изобразительными материалами и средствами. Вместо узнаваемого изображения объектов можно рисовать настроение. В арт-терапевтических занятиях нет ограничений, связанных со способами самовыражения, не принимается во внимание эстетическая ценность продукта творчества. Главное - открытое и спонтанное выражение своих эмоций, чувств, переживаний.

Известный философ и психолог М.К. Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «…ими являются произведения искусства в наших душах, произведения искусного труда… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».

После того как работы завершены, всем предлагается пересесть на стулья, стоящие по кругу, и расположить свои композиции (живописную картину и образ подарка из пластилина) внутри круга.

Поделиться: