Семинары классных руководителей по воспитательной работе. Семинары для классных руководителей

Материалы:

Из опыта воспитательной работы Школы 1210

В соответствии с планом работы Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы 8 декабря в ГБОУ «Школа № 1210» прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя».

В семинаре приняли участие более 100 участников: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители из 89 образовательных организаций города Москвы.

Во вступительном слове директор школы №1210, Терехов Павел Станиславович, обратил внимание на то, что классный руководитель играет большую роль в воспитании личности учащегося, однако, в достижении высоких личностных результатов, обучающихся не малая роль принадлежит технологиям воспитательной работы. Павел Станиславович определил основные принципы, которые лежат во основе взаимодействия классных руководителей Школы №1210 с родителями и педагогами: сотрудничество, взаимопонимание, сотворчество.

В рамках семинара прошел Мастер-класс «Организация работы Детско-родительского клуба «Мы вместе». Клуб активно работает в образовательной организации уже 10 лет. Организаторами и ведущими Клуба являются классные руководители совместно с педагогом-психологом. Тематика Клуба разнообразна и отвечает запросам родителей и детей. Обсуждая важные темы за круглым столом, участвуя в интересных викторинах и играх, создавая совместные проекты, родители и дети выстраивают отношения на основе доверия и принятия друг друга.

Еще одной формой совестной деятельности учащихся, родителей, учителей и классных руководителей Школы №1210 является детско-родительский квест. Мастер-класс по организации и проведению квеста «Путешествие на Северный полюс» по программе развивающего обучения «Золотой ключик» был представлен заместителем директора по воспитанию и социализации ГБОУ Школа №1210 Юртаевой Мариной Павловной. В начале игры дети вместе с родителями, учителями и классным руководителям строят корабль, готовятся к серьезному путешествию, изучают животный и растительный мир, климат Крайнего Севера. А затем, дети проходят различные испытания, в ходе которых им необходимо продемонстрировать определенные знания и умения. Главный принцип построения квеста: от ученика к учебному предмету (а не наоборот). Подобная организация учебных занятий позволяет каждому ребенку продемонстрировать свои возможности, понять, что от его личного результата будет зависеть успех всего класса в достижении цели – покорить Северный полюс.












На мастер-классе «Что за прелесть эти сказки!» была продемонстрирована эффективная практика взаимодействия классного руководителя (Касимовой Т.В.) и педагога дополнительного образования (Бахчиевой В. Г.), основной целью которой является изучение литературных произведений через их театрализацию. Результаты такого взаимодействия были представлены участникам семинара: обучающиеся 3 «В» класса, с большим удовольствием и радостью, под аплодисменты зрителей рассказали сказку А.С.Пушкина (а это большой объем текста и достаточно сложное смысловое содержание), «Сказка о попе и работнике его Балде». Вот они – личностные результаты, да еще и в рамках ведущей деятельности младших школьников – учебной!

Подводя итоги, участники отметили практическую значимость семинара.












Песня развивает, воспитывает, объединяет!

18 декабря в Школе № 825 прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя». В семинаре приняли участие более 70 участников из 39 образовательных организаций города Москвы: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители.

Особенностью воспитательной системы школы №825 является, говоря словами В.А. Караковского, воспитание «крупными дозами»; система как бы сама себя «завязывает в узелки», порождая воспитательные комплексы. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки.Особая системообразующая роль в воспитательной системе школы № 825 принадлежит коллективным творческим делам, вокруг которых концентрируется годовой цикл работы школы.Одной из самых эффективных воспитательных практик, по мнению директора школы, Юрия Шелухина, является организация и проведение Праздника Песни, которому в этом году исполнилось 40 лет.

Марина Исаева, заведующая отделом воспитания и дополнительного образования, отметила: « В нашей школе поют и танцуют все дети (1-11 класс) независимо от способностей, поскольку, мы считаем коллективное пение средством воспитания гражданина и патриота, развивающее умение слушать и слышать друг друга, воспитывающее чувство локтя и ответственности за общее дело. Мы ориентированы на развитие солидарности, а не конкуренции и поэтому наш Праздник песни – это песенный фестиваль, а не конкурс.

Участники семинара увидели выступления классных коллективов «Моя Москва». В концерте приняли участие учащиеся 1-ых, 4-ых, 7-ых, 10-х классов. Ребята продемонстрировали не только умение петь и танцевать, а умение сотрудничать в песне и танце: всем было очевидно, что каждый класс – это команда, во главе которой – классный руководитель! Все классные руководители классов, которые приняли участие в выступлении, являются выпускниками Школы 825 и будучи школьниками, принимали участие в Празднике Песни!






В рамках семинара была организована работа педагогических площадок «Особенности деятельности классного руководителя при подготовке Праздника песни на различных уровнях образования». Руководители площадок раскрыли особенности технологии организации Праздника Песни в начальной, основной и старшей школе.

Большинство участников подчеркнули, что готовы в своих образовательных организациях реализовывать идею традиционного круга ключевых дел с ежегодным обновлением форм и содержания, которые позволяют объединить детей и взрослых для достижения одной цели.

Семинар-практикум для классных руководителей.

Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями.

Цель: Напомнить педагогам о правилах взаимодействия с родителями.

Ход выступления

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на семинаре – практикуме, который я назвала – Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Почему возникла необходимость поговорить на данную тему?

Одни родители охотно и регулярно ходят в школу, посещают родительски собрания, уроки в классе, где учатся их дети, школьные праздники и мероприятия, т.е. знают об успехах, достижениях, а также возникающих проблемах и трудностях. А других приходится уговаривать, неоднократно делать записи в дневниках и. т.д.

Почем так происходит? От чего это зависит?

Возможно от того, насколько мы педагоги сумеем найти контакт с родителями, увлечем их школьной жизнью, а если будет необходимость – дадим совет, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Обращение ведущего к аудитории.

У каждого есть карточка – облачко. На одной стороне карточки напишите, пожалуйста, причину, по которой вы пришли на семинар.

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».

Беседа по теме

Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.

Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен.важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.

Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

Практическая часть

Сейчас предлагаю перейти к практической части и выполнить упражнения из родительского собрания «Тепло семьи». (сопровождается презентацией и музыкальным сопровождением).

Игра «Похвали себя ». Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?» в нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя. Часто мы смущаемся когда слышим хорошие слова в свой адрес. А ведь похвала очень важна. Если человек не получает положительной оценки со стороны – это может быть одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 3-5 раз. Может кто – то хочет прочитать. Давайте поопладируем за смелость.

Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.

Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».

Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.

Диагностическое упражнение «Домик».

Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.

Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.

Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.

Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).

Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.

Заключительное слово ведущего.

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!

Литература:

    Семейное воспитание/ сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико – Принт,2006.

    Родительские университеты/ сост. О.А.Запотылок. - Мн.: Красико – Принт,2006.

    Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

В основных документах ФГОС определен современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. выделены три группы достижений школьников: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. нацеленность на личностные характеристики учеников, на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, формируется как ценностный, эмоциональный компонент гражданской идентичности личности.


В соответствии с п.4. Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ г. Пр-3410 Минобрнауки РФ направило письмо от 13 мая 2013 г. ИР-352/09 «О направлении письма о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школ е»


Цель Программы: усиление и развитие воспитательного потенциала образования в социокультурном пространстве Красноярского края на основе системного взаимодействия на уровне региона, муниципалитетов и образовательных учреждений. Задачи формирование региональной общественно-государственной системы организации воспитания обучающихся на основе элементов регионального стандарта гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края; разработка, введение системы мероприятий по профессиональному развитию, образовательных модулей, программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников образования для реализации программ воспитания и социализации; организация информационно-методического сопровождения Программы через издание научно-методической литературы и специального журнала, выпуск видеопродукции, организацию теле- и радиопередач, информационная поддержка воспитательных мероприятий через СМИ, Интернет-сайты министерства, Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, страницы сайтов муниципальных управлений образованием и образовательных организаций, Интернет - конференции, вебинары, форумы и т.д. разработка и проведение мониторинга эффективности реализации системы воспитания и социализации обучающихся ОУ общего образования в Красноярском крае. совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты, развитие межведомственного взаимодействия по реализации Программы в системе общего и дополнительного образования с привлечением органов по молодежной политике и спорту, учреждений культуры, охраны здоровья и социальной политики, управления в сфере образования, охраны детства, прав ребенка и других ведомств.


Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное и медиа культурное, культура творческое и эстетическое, правовое и культура безопасности, семейных ценностей, коммуникативной культуры, экологическое


Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. Распоряж. Правительства РФ от г р поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества; стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников определено как направление развития человеческого потенциала России.


Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Целей программы пять: - воспитание общероссийской гражданской идентичности; - поддержка этнокультурного развития народов, населяющих нашу страну; - укрепление межнационального мира и согласия; - обеспечение прав гражданина в области удовлетворения национальных потребностей; - содействие адаптации и социальной интеграции мигрантов.


Режим работы классного руководителя Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, которые должен исполнять любой работник. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, - 4 часа (20% от ставки учителя) Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю по расписанию. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которого одно может быть общешкольным). Количество родительских собраний – не менее одного собрания в четверть. Ответы о проделанной работе представляются администрации по окончании каждой четверти. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.


Направления работы классного руководителя 1.Организационно-координирующие организация учебной работы организация внеурочной работы содействие в социальной защите учащихся организация досуга для духовного развития ребёнка повышение педагогической культуры родителей 2. Контрольно-аналитические умение анализировать свою деятельность изучение индивидуальных особенностей учащихся определение состояния и перспектив развития коллектива класса контроль за успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью ими учебных занятий


Современные технологии воспитательного процесса Изменение подхода к управлению воспитанием Дифференциация учащихся по различным признакам Характерные для человека формы соорганизации и самоорганизации в учебном и воспитательном процессе Вариативность в обучении и воспитании Применение эффективных методов организации воспитательной деятельности типа метода проектов Формирование социально – образовательных сред, возникающих при границе школьных сред и социума Новые материальные среды, включающие в себя информационно – библиотечные центры для каждой ступени, техноцентры


Новые требования к деятельности классного руководителя как условие повышения качества воспитания в школе 1. Наконец-то появилось внимание со стороны государства к проблемам воспитания. 2. Началось понимание, что важно вооружить ученика не только фундаментальными знаниями и ключевыми компетенциями, но и подготовить к жизни человека, способного спроектировать свое будущее. А это невозможно сделать в формате урока. Это возможно сделать воспитательными формами 1. Необходимо изменить подход в целом к воспитательной работе. 2. Это будет не только Система воспитательной работы в школе, - но и программа развития классного коллектива, - программа воспитания ребенка на каждой ступени - программа развития каждого ребенка.




Структура программы воспитания и социализации Анализ Характеристика класса Цели и задачи на следующий учебный год (конкретные) Направления деятельности Принципы и организационные условия реализации программы Сроки реализации программы и этапы Содержание и механизм реализации программы, план основных мероприятий по реализации программы с указанием видов деятельности и форм работы Критерии, показатели эффективности реализации программы; методику инструментарий мониторинга; Ожидаемые результаты (конкретные, измеримые)


Направленность мероприятий Духовно – нравственное Социальное Профессиональная ориентация Экологическое Гражданско – патриотическое Положительное отношение к труду и творчеству воспитания Интеллектуальное Социокультурное и медиа культурное Правое и культуры безопасности Коммуникативное


Направления индивидуально – профилактической работы Взаимодействие с органами системы профилактики Социально – педагогическое и психологическое сопровождение Контроль за посещаемостью и успеваемостью Контроль за внеурочной занятостью и организацией каникул Вовлечение в общественно – полезную деятельность Оказание социальной и материальной помощи


План индивидуально – профилактической работы с учащимися ФИО учащегося, класс Классный руководитель Срок реализации(не менее 6 месяцев) Цель: Предупреждение случаев повторного совершения преступления, правонарушения, совершения общественного деяния, пропусков учебных занятий, нарушения общественного порядка. Задачи: Проводить социально – профилактические мероприятия; Осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий Проводить разъяснительную работу по вопросам правопорядка Осуществлять эффективное взаимодействие с органами системы профилактики

Ларина Галина
Методический семинар для классных руководителей 5–11 классов «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Практически в каждом классе есть ученики , которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим : боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

Буллинг (от англ. Bullying) - травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике . Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Главные компоненты буллинга :

1. Это агрессивное и негативное поведение.

2. Оно осуществляется регулярно.

3. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

4. Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга :

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки) .В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.

2. Психологический школьный буллинг–насилие , связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов :

Вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются

к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;

Невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов) ;

Запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать ужертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;

Изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом . С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

Вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания;

Повреждение и иные действия с имуществом–воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

Школьный кибербуллинг – оскорбление , унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий , анонимные телефонные звонки,обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть :

"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.

Типы агрессоров :

Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища

Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.

Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой , оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Преследователи» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники"– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Типичные черты учащихся,

Склонных становиться "агрессорами" буллинга :

Испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других

учеников, добиваясь таким путем своих целей;

Импульсивны и легко приходят в ярость;

Часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

Не испытывают сочувствия к своим жертвам;

Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;

Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и

поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т. п.) .

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели : почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие :

Физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

Особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными : влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

Особенности внешности–все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек : рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) ;

Плохие социальные навыки– недостаточный опытобщения и самовыражения.

Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, чем со сверстниками;

Страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей

отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов , что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

Особенности здоровья– существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников : эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

Низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку : "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться : жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга . Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т. п., то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения) . Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга , чем мальчикам.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 –летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои) . Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает . Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах , где существует жесткая структура иерархии класса , ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся .

Как учителю вести себя с буллером ? Во-первых, не зацикливаться на конфронтации с учеником. В данном случае подросток хочет показать, что он сильнее вас. Во-вторых, можно проигнорировать выходку трудного ученика или просто пристально посмотреть ему в глаза. Нужно помнить, что буллеру нужны зрители для того, чтобы максимально проявить демонстративное поведение. Во время проведения урока можно подойти близко к ученику и находиться некоторое время рядом с ним, называя при этом его имя. Например : «Таким образом , Коля, квадрат гипотенузы равен…» В-третьих, можно вовлечь буллера в учебный процесс , прекратить урок и попросить его что-то сделать. Нужно дать ученику понять, что вами нельзя манипулировать

Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том , что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок- "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга , характерно следующее :

Притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

Боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;

Меняется поведение и характер ребенка;

Явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

Частые просьбы дать денег, воровство;

Снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

Постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

Молчаливость, нежелание идти на разговор;

Суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга . Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга :

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе , в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Признаки буллинга :

Кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке) ;

Школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто

бывают разбросаны по классу или спрятаны ;

На уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;

Школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

Во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников,скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;

На других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;

Ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

Признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо) ;

Один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;

Младшие школьники боятся зайти в туалет;

Дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Обязательные правила профилактики буллинга в образовательном учреждении :

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга , или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга , а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с "агрессором" буллинга .

Если стало известно о случае буллинга , необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг .

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но, ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.

4. Разговор с "жертвой" буллинга .

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг . Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины) .

5. Разговор с классом .

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга . Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге , и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано .

Методы профилактики буллинга для классных руководителей :

Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа . Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм - еженедельное краткое обсуждение темы - очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату .

Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Список правил вывешивается в классе .

Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать.

Просмотр фильмов

Многие учителя, посмотрев фильм с классом , и обсуждая с учениками тему буллинга , с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга , когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.

Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.

Сочинение

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге . Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями) . Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга , преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности.

Комбинирование форм работы

Литература, фильмы, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга . Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

Как психолог может помочь "жертве" буллинга ?

Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга .

Дать понять ребенку, ставшему "жертвой" буллинга , что его ценят. Очень часто

такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.

Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставьменя в покое". Таким образом , "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.

Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно,вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.

Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток,смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.

Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).

Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качествахарактера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе , с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получитьпризнание со стороны других ребят.

Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.

Список литературы

1. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа» . 2006. № 11

2. Руланн Э. Как остановить травлю в школе : Психология моббинга. М.: Генезис. 2012г.

3. Сафронова М. В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования . 2014. № 3

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 426 Методическая тема «Организация здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, уметь претворять на практике модели поведения, усвоенные в процессе воспитания и самовоспитания» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». К.Д.Ушинский. 1. Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы. 2. Повышение педагогической грамотности родителей. 3. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся. . 4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя. 6. Формирование у учащихся высоких духовнонравственных качеств. 7. . Повышение уровня воспитанности учащихся МО классных руководителей ГБОУ СОШ № 426 – это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научнометодическую и организационную работу. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует взаимодействие в педагогическом процессе. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм, методов воспитательной работы. Обсуждает социально- педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей. 1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы). 2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы. 3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году. 4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации). 5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку". 6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.  Вступительное слово председателя МО о проблеме и цели заседания.  Выступление по теме заседания.  Обмен опытом работы классного руководителя.  Обзор методической литературы.  Рекомендации.  Текущие вопросы. Анализ работы Задачи Изучение и обобщение опыта Календарный план Работа по Подготовка аттестации творческих Повышение педагогов работ, профессионального График выступление мастерства проведения открытых мероприятий  Методические сессии  Дидактические трибуны  Тренинги  Обзор идей личностного развития ребенка  Деловые игры  Практикумы, семинары  Мастер-класс  «Мозговой штурм»  Экспресс - анкета многообразие и многоёмкость деятельности. широкий круг обязанностей. радость общения, круг своих детей. стремление быть нужным своим воспитанникам, радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Мой классный проект Портфель классного руководителя Диагностические материалы Протоколы родительских собраний Методические материалы Копилка воспитательных мероприятий Системный подход является основополагающим в деятельности классных руководителей. Основные направления системного подхода 1. Ученик и нравственность 2. Ученик – патриот и гражданин 3. Ученик и его здоровье 4. Общение и досуг ученика 5. Эстетическое воспитание 6. Ученик и его семья 7. Профориентация 8. Правила этикета сентябрь – «Дом, в котором я учусь» октябрь – «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле» ноябрь – «Гражданином быть обязан» декабрь – «Мастерская Деда Мороза» январь – «Будьте здоровы» февраль – «Защитникам Отечества посвящается» март – «В мире прекрасного» апрель – «Земли родной прекрасный уголок» май – «Никто не забыт, ничто не забыто» Циклограмма работы МО Семинары для классных руководителей – 1 раз в год Совещание классных руководителей по параллелям –1 раз в месяц Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю: оценочная практика, направленная на изучение индивидуальнопсихологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно воспитательного процесса. Основными условиями общения педагогов со всеми учащимися, и с лидерами особенно, являются следующие: 1. Правила конфиденциальности. Оно означает следующее: запрещается рассекречивать то, что доверяет участник занятия остальным участникам 2. Правило равноправия участников. Оно означает, что все имеют равные права: право высказаться, право быть услышанным, право попросить помощи. 3. Правило искренности. «Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу» 4. Правило толерантности. Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия каждого участника должны уважаться всеми. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если не можешь быть капитаном. Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдется работа на корабле жизни, Только найди свое дело. Если ты не сможешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Поделиться: