Развитие и изменение ребенка в один годик. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев

Вот и годик пролетел,
Как к вам аист прилетел.
С днем рождения, крошка!
Впереди дорожка
Жизни, приключений,
Ярких развлечений.
Пожелаем море,
Главное, здоровья.
Также только радости
И побольше сладостей.
Маму с папой слушать,
Хорошенько кушать.
Прыгать, бегать, улыбаться
И немного баловаться!

Сегодня вашей крохе год,
Мы искренне вас поздравляем.
Пускай ребёнок ваш растет,
Печали, горечи не зная.

Пусть улыбается всегда
Ведь смехом счастье создается.
Пусть не болеет никогда,
Пусть в жизни лучшего добьется!

Год назад в вашем доме появилось сокровище, шумный, маленький, но такой родной и очень любимый комочек. Я хочу пожелать, чтобы вашу крошку всегда окружала только любовь. И чтобы маленькие пока достижения в жизни, как и первые шажочки, приносили только веселый смех и бурю радости. Еще, конечно же, здоровья, для быстрого роста и нескончаемой энергии, для каждодневного познания, такого большого и интересного мира.

Вот настал прекрасный день
Первого рождения.
Быстро годик пролетел -
Будто бы мгновение.

Как подрос малютка ваш,
Сам по полу ходит.
Смех, веселье и кураж
Пусть и не уходят.

Пусть здоровеньким растет,
Добрым, энергичным.
Счастье пусть в судьбе его
Будет безграничным!

Первый годик - самый главный:
Ты умеешь ползать славно,
Топать пробуешь давно,
Разговаривать смешно.

Пусть родители лелеют,
Сильно любят и жалеют.
Ты их радуй каждый час,
С первым годиком всех вас!

Я сегодня поздравляю
Это маленькое солнце!
Год назад у папы с мамой
Загорелся свет в оконце.

Пусть же чудо окружает
Твою маленькую жизнь,
Пусть никто не обижает.
Спи, играй ты, веселись!

В жизни первые дорожки
Будут пусть полны побед!
Твои крохотные ножки
Пусть везде оставят след!

Исполнился годик, как чудо свершилось -
Огромная радость у вас появилась.
В семье вашей дружной ребенок родился,
Он ангелом светлым к вам с неба спустился!

И стало вдруг в доме уютней, светлей,
На сердце всем стало приятней, теплей,
Тихонько в кроватке ведь счастье лежало!
А время при этом стремглав всё бежало...

За год новой жизни вы много успели:
Сидеть и шагать научились, запели...
Желаем вам так же расти, развиваться
И с нами почаще, конечно, встречаться!

Год промчался незаметно -
День рожденья первый твой!
Все спешат тебя поздравить,
Время провести с тобой.

Пожелать побольше счастья,
Старших слушать, не болеть,
Громко весело смеяться,
Радостно на мир глядеть.

Пусть тебя хранит твой ангел,
Бережет своим крылом.
Мир наполнится пусть чудом,
Светом, волшебством, добром.

С днем рожденья поздравляем,
С первым годиком, малыш!
Крохе счастья пожелаем.
Будь здоровеньким, крепыш!

Маме с папой - воз терпенья,
Ангелочка воспитать.
А ребеночку - везенья...
И скорее мир познать.

Наше солнце, наш зайчонок,
Наш цветочек золотой!
Ты расти скорей, ребенок,
Под счастливой будь звездой!

Сколько радости и смеха,
Сколько красок впереди!
К миру счастья и успеха
Делай первые шаги.

С твоим первым днем рождения!
Ангел пусть тебя хранит.
Быстро пролетят мгновения,
Расти в мире и любви!

Первый зуб, первый шаг, первый год.
Ох, как времечко быстро идет.
Знаем, нам не угнаться за ним.
Детство ярким пусть будет, хотим
Рассмешить тебя и поиграть,
А на все твои дни пожелать
Волшебства, словно в радостной сказке,
Оберег из родительской ласки,
Капризулей и плаксой не быть,
... маму с папой ценить и любить.
Развиваться, расти и взрослеть,
Улыбаться, смеяться и петь.

Итак, вашему крохе год! Принимайте поздравления! Ровно год назад вы впервые, а, может быть, и снова стали родителями - и это здорово. Вы прошли трудный, волнующий путь вместе с новым членом семьи - от несмышленого комочка, до маленького осознанного человечка, делающего первые шаги в этот огромный мир. Вы проводник и пример для подражания, вы учитель и утешитель - вы самое близкое и дорогое что есть у вашего малыша. За этот год вы обзавелись новыми интересами, новыми друзьями, ваша жизнь изменилась до неузнаваемости. Ваш дом наполнился детским смехом, топаньем маленьких ножек, любовью и светом, конечно, случались и трудности, но все это перекрывалось первой беззубой улыбкой вашего крохи, первыми «мама» и «папа»! Но впереди вас ждет ещё много неизведанного, целое море открытий, чудесных и волнующих моментов, впереди целая жизнь!

Что новенького


  • Главное достижение большинства детей в 1 год - умение самостоятельно ходить.

  • В этом возрасте большинство деток могут вставать и ходить без опоры или поддержки взрослых.

  • Активно путешествует по комнатам, быстро ползает, сам встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.

  • Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.

  • Проявляет различное отношение к разным людям.

  • Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.

  • Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.

  • Навык использовать во время еды ложку и кружку значительно улучшился.

  • Активно проявляет недовольство, протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Обычно дети начинают ходить в 1 год, но не расстраивайтесь, если ваш ребёнок всё никак не научится вставать и ходить без вашей поддержки. Детки все разные и учатся по-разному. Нельзя всех мерить единым шаблоном. Мы указали те достижения и навыки, которые осваивают большинство детей за первый год жизни. Некоторые успешно ходят без поддержки уже в 11 месяцев, другие ещё какое-то время боятся ходить самостоятельно или им просто не интересно. Нет ничего страшного, если ваш ребёнок сделает первые шаги не в 12 месяцев, а немного позже.

Так же и с речью - необязательно, чтобы ваш малыш по исполнении ему 12 месяцев резко начал разговаривать предложениям и развернутыми фразами. Развитие ребенка после года - это активное усвоение речи. Причем происходит это очень быстро и эффективно. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, обычной и привычной для нас речью, с ним необходимо постоянно общаться взрослым. Объясняйте ему все, пусть ваш рот не закрывается вообще, пока с вами рядом малыш. Показывайте, рассказывайте, указывайте на любую мелочь. Если вы будете продолжать молчать, не считая малыша за адекватного собеседника, то вероятно будет наблюдаться заметное отставание в речевом развитии малыша. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к словам. Он активно пополняет свой пассивный и активный словарь. Поэтому взрослым следует быть очень осторожными в выражениях. В это же время, набрав приличный запас слов, ребенок начинает строить совсем простые предложения, которые с возрастом усложняются.

Как выглядит ребенок в 1 год






Ребенок в 1,1–1,2


Физическое развитие ребенка в 1 год

Некоторые дети в этом возрасте пытаются вставать, не держась за окружающие предметы. Больше половины всех детей в этом возрасте самостоятельно ходят (делают три-четыре шага или больше). Дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. Иногда до такой степени, что напоминают Чарли Чаплина с его известной комической походкой носками врозь. В дальнейшем дети ставят стопы прямее.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать их на полу, подсунув подножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив их с изнанки двусторонним скотчем. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и опасные предметы. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

Если ребенок боится ходить, помочь ему могут кожаные ботиночки с жестким задником и небольшим каблучком, которые надежно фиксируют голеностопный сустав. Подошва должна быть не скользкой. Но вообще, если ножки и в дальнейшем будут часто обуты, мышцы его стоп расслабятся - и разовьется плоскостопие. Ходьба в вязаных башмачках, мягких ботиночках или пинетках тоже способствует плоскостопию. Поэтому до формирования свода стопы на 2–3-м году жизни дома ходить надо босиком. Хорошо иметь на полу ковровое покрытие - и теплее, и полезнее. Ведь для развития свода стопы надо ходить не по гладкой, а по неровной поверхности. Нормально, если руки и ноги ребенка холодные. Если же они теплые, можно предполагать наличие предрасположенности к насморкам и простудам. Если ваш ребенок еще не ходит самостоятельно, то обязательно должен уметь ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

Внимание!

В случае когда ребенок, держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов, обязательно обратитесь к неврологу.

Дети, которые не спешат переходить в вертикальное положение, хорошо передвигаются на четырех конечностях. При этом не только руки выпрямлены, но и ноги. Опирается малыш не на колени (как в ), а на подошвы. В общем, ходит, и достаточно быстро, как медведь. Кроме того, такие дети могут передвигаться, сидя на ягодицах, с помощью своих рук.

Большая часть детей этого возраста могут по просьбе взрослого толкнуть мяч руками так, чтобы мяч покатился по направлению к взрослому. Чаще всего из положения сидя.

Еда ребенка в 1 год

Берет чашку из рук взрослого, держит ее сам и пьет из нее. Затем обычно отдает ее взрослому. Очень редко тянет несъедобные предметы и игрушки в рот. Вместе с тем может сам брать куски и комки пищи пальцами, помещать в рот и есть. Может откусывать кусочек от печенья и жевать его. Слюни пускает, только если очень заинтересован и все внимание поглощено новой игрушкой.

Мелкая моторика и игра

Хорошо снимает со стержня пирамидки 3–4 кольца с широким отверстием - сначала после взрослого, а затем и самостоятельно. Некоторые дети могут и надеть 1–2 кольца.

Может удержать в одной руке одновременно 2 маленьких кубика. По вашей словесной просьбе или при собственном желании вкладывает один предмет в другой - кладет кубик или шарик в большую чашку.

Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т.п. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки, проталкивать, выдвигать крышки на коробках и т.д.

Годовалому ребенку для будущих занятий обязательно нужны наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине) и набор форм, вставляющихся друг в друга.

Купите ребенку разноцветные кубики (не более шести штук) и покажите, как можно играть с ними. Пусть малыш увидит, как можно один кубик поставить на другой и построить башню, а затем разрушить ее. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например скажите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины: «Подай мне большой кубик, теперь маленький, теперь опять большой» и т.д.

Когда ребенок научится устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки, которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой (игрушки-каталки).

Тест-игра
Поиграйте в игру с игрушкой, спрятанной под чашкой. Ребенок в 1 год должен уже решать более сложную задачу по сравнению с 10 месяцами. Поэтому поставьте перед ним не одну, а две перевернутые чайные чашки. Под одну из них положите игрушку. Спросите малыша: «Где игрушка?» - поднимите чашку, чтобы показать ему спрятанный предмет. Проделайте эту операцию несколько раз. Затем попросите ребенка найти нужную чашку.

Через игрушки происходит ознакомление и с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки, изображающие разных его представителей - диких и домашних животных. С ними он будет охотно играть в комнате, в ванне, на прогулке. При покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства: величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки, - все это обогатит представления ребенка об окружающем мире. Нужно рассказывать ребенку об этих животных, называть и показывать части их тела.

Многие дети в этом возрасте могут научиться уже не только элементарным и механическим, но и сложным игровым действиям с игрушкой: кормить куклу, укладывать спать мишку, катать машинку и гудеть при этом («би-би», «др-рр»). Это уже первые попытки сюжетной игры, хотя сюжет пока ограничивается одним элементом (только водит машинку, но не нагружает ее перед этим и не разгружает потом). Освоив действия с этими игрушками, ребенок может дольше играть сам, без взрослого.

В игре малыш подражает близким взрослым: «читает», как папа; «готовит уроки», как сестра. Понимает назначение используемых в быту предметов. Ребенок может радоваться возможности поиграть с другими детьми. Однако контакты с другими детьми малопродуктивны. Находясь рядом со старшими детьми, особенно с братьями и сестрами, ребенок сначала наблюдает за тем, с какими игрушками они играют. Затем он старается забрать эти игрушки. Если годовалый малыш находится рядом со своим сверстником, то их общение заключается в том, что сначала дети изучают один другого, а затем повторяют действия друг друга. Привыкнув друг к другу, они начинают обмениваться игрушками или, наоборот, отнимать их, наблюдая при этом за реакцией товарища.

Показывает указательным пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет.

Понимание речи ребенком в 1 год

Действительно понимает значение нескольких слов: «нет», «пока», «до свидания» и других, независимо от их интонации, даже если не может видеть сопровождающие эти слова жесты или мимику. Понимает обобщения: по просьбе взрослого сложить игрушки складывает все игрушки в емкость (коробку, ящик). По просьбе показать куклы (машинки, кубики, мячи) может показать не одну куклу, а несколько кукол - то есть понимает «обобщающее» слово.

Понимает взрослого и выполняет именно то разученное игровое действие с игрушкой, о котором просит взрослый.

Если вы регулярно играли с ребенком в «сороку-белобоку» (см. этап « »), то он должен теперь уметь не просто стучать пальцем по ладошке, а выполнять действия синхронно под вашу речевку: «Сорока-белобока, на дереве сидела, деткам кашку варила; этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому (пятому) не дала». Под ваши фразы «этому дала» ребенок должен стучать последовательно по пальцам руки, начиная от мизинца до указательного пальца, а при словах «этому не дала» - стукнуть по последнему (большому) пальцу.

Четко выполняет простые инструкции, так как понимает значение ключевых фраз-заданий, количество которых быстро увеличивается. Через небольшое время кроме «дай мне; покажи мне», ребенок понимает «принеси», «отнеси», «закрой», «положи», «открой». Поскольку он знает эти ключевые слова, то успешно выполняет задания с теми предметами, названия которых ему также уже известны: «Принеси мамину сумочку», «Достань папины ключи», «Покажи мне свои ножки» т.д. Все реже бывает необходимым дополнять словесную инструкцию жестом.

Учтите, что в этом возрасте ребенок способен и подразнить вас. Когда вы просите его что-нибудь принести, он может пойти за этим предметом, а принести совершенно другой. То, что он, наблюдая за вашей реакцией, смеется, свидетельствует о том, что это игра, а не отставание в развитии навыков.

Понимает значение вопроса и показывает указательным пальцем на тот объект (вещь, животное, отец или мать), о местонахождении которого его спрашивают. Например: «Где собачка, где твои ботинки, где твоя книга?» Можно научить ребенка по просьбе взрослого показывать пальцем несколько частей своего тела: глаза, нос, уши, руки, ноги или др. Может показать части тела и на кукле. По просьбе взрослого может его поцеловать.

Активно интересуется книжками. Любит слушать сказки, которые вы читаете ребенку с показом ярких картинок в книжке. На картинках по вашему указанию начинает показывать некоторые знакомые предметы или героев сказок.

Четко понимает, что означает «можно» и «нет, нельзя». Осознает и то, что он поступает плохо, если не слушается запрета. Если ребенок развивается нормально и вы его правильно воспитывали (см. с этапа «7 месяцев» - «нет, нельзя»), то в большинстве случаев подчиняется слову «нельзя».

Речевое развитие ребенка в 1 год

Целенаправленно обращается двухсложными словами «па-па» и «ма-ма» непосредственно к отцу и матери, даже если вы его этому не учили. Однако смысл одного такого слова очень широкий. Например, слово «мама» в зависимости от интонации, ситуации, жестов и мимики ребенка может означать обращение к ней, жалобу, настойчивое указание, просьбу взять на руки и т.д. Лепетное слово «да-да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!» Таким образом, первые слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями и даже понятиями, так как они могут заменять целую фразу.

Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых слов-меток (облегченных слов), понятных только родителям. Например, «бах» - падение, «ав-ав» - собачка, «кахн» - бутылочка, «фа» - шапка и т.д. Ребенок в один год должен уже активно произносить 3–5 слов (суммарно: обычных и облегченных).

Что нужно знать о развитии речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с родителями.

В развитии речи выделяют несколько этапов.
Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2–4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи. Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7–8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», - начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10–12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребенок произносит в 10–11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака - «ав-ав», кошка - «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30–40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Как кормить ребенка в 1 год?

За первый год жизни малыш совершает серьезный прорыв в питании. В течение это времени он узнает вкус множества фруктов, овощей и других продуктов. Грудного молока или смеси ребенку становится мало. У него появляется желание что-то жевать, пробовать все на «зуб». Но родители не должны торопиться приучать ребенка к совсем уж взрослой пище. В кормлении годовалого малыша есть определенные нюансы, которые необходимо знать каждой маме.

Полезно знать

Малыш в 1 год очень активный, соответственно питания ему требуется много, а размер его желудочка небольшой, поэтому и кушать ему нужно часто, но небольшими порциями.

Прежде всего у крохи должно быть три основных кормления: завтрак, обед и ужин, а также три перекуса: после завтрака, полдник и после ужина, перед самим сном. Однако это усредненные показатели, в которые можно вносить изменения в зависимости от желания ребенка и мнения мамы. Для некоторых оптимальным в этом возрасте будет пятиразовое питание с интервалом в 3–4 часа.

Что еще очень важно помнить, изучая режим питания ребенка после года?


  • Еда крохи должна быть сбалансированной относительно питательных веществ: белков, углеводов, жиров.

  • Большинство блюд должны быть пюреобразными или полужидкими (хотя у малыша уже прорезались первые зубки, ему еще не хватает жевательных).

  • Кусочки еды могут быть не больше 2–3 см (если у ребенка уже есть хотя бы пара жевательных зубов).

  • Кормить мясными блюдами ребенка лучше в первой половине дня.

  • Все блюда, которые потребляет годовалый малыш, должны быть паровыми, вареными или тушеными (жареное исключается!).

  • Средний суточный объем пищи, которую должен потреблять ребенок, - 1200 мл (это без учета жидкости).

Полезно знать

Рацион питания ребёнка в 1 год по-прежнему включает материнское молоко. Не рекомендуется «отлучать» малыша в столь раннем возрасте от груди, он будет нуждаться в грудном вскармливании весь предстоящий год и доля молока не должна резко измениться.

Многие педиатры рекомендуют к 1,5 годам убрать из рациона ночное кормление. Желудок ребенка должен тоже отдыхать, к тому же объема получаемой ребенком пищи за дневное время вполне должно хватать для обеспечения полноценного роста и развития.

Питье ребенка в 1 год

Очень важно также знать, что можно давать пить годовалому малышу. Лучше всего давать малышу специальную детскую бутилированную воду. Во-первых, при ее производстве соблюдаются все гигиенические требования, и она безопасна для ребенка. Во-вторых, она имеет низкий уровень минерализации, что немаловажно для нормальной работы почек. На бутылке с водой должно быть обязательно написано, что она «детская». Вода должна соответствовать основным характеристикам качества: быть прозрачной, без запаха, иметь нейтральный вкус.

Для питья ребенка можно также использовать обычную кипяченую воду, охлажденную до комнатной температуры. Только в этом случае необходимо, чтобы вода из-под крана была предварительно очищена фильтром. Фильтры очищают водопроводную воду от вредных примесей - хлора, железа, солей тяжелых металлов, а также от некоторых бактерий и вирусов.

Также хорошо давать крохе свежесваренные (но ни в коем случае не консервированные) компоты.

Компоты готовят без добавления сахара. Здесь действует то же правило, что и при введении соков: начинать надо с монокомпонентного напитка и давать его небольшими порциями (начиная с 10 мл в день). Сначала компот для малыша лучше варить из гипоаллергенных фруктов - яблок, груш, слив. Через некоторое время можно добавить ягоды - вишню, черешню. Компот ребенку дают охлажденным до комнатной температуры.

Кроме воды, для питья детей используются различные детские чаи. Важно помнить, что детский чай - это совсем не тот чай, который пьют взрослые. Обыкновенный черный чай нельзя давать детям до 1,5–2 лет. Это связано с тем, что в его состав входит танин - вещество, которое оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему. В результате у ребенка появляются нарушения сна, плаксивость, повышенная возбудимость. Кроме того, танин влияет на работу сердца, вызывая увеличение числа сердечных сокращений.

Кисель. Приготовленный в домашних условиях кисель из свежих или замороженных ягод и фруктов можно начинать давать малышу после 1 года. Кисель промышленного производства (в пачках) содержит большое количество красителей и подсластителей, поэтому его можно давать ребенку не ранее 3 лет. Для того чтобы приготовить кисель самостоятельно, понадобятся свежие или замороженные ягоды и картофельный крахмал. Ягоды надо перебрать, промыть горячей водой, размять и через мелкое сито или марлю отжать сок. Выжимки следует залить горячей водой и кипятить в течение 5 минут, после чего процедить. В процеженный отвар надо влить предварительно разведенный в охлажденной кипяченой воде картофельный крахмал и, размешивая, дать закипеть еще раз, после чего добавить ранее отжатый сок. На 1 стакан ягод берут 2 столовые ложки картофельного крахмала.

Соки лучше давать однокомпонентные, без содержания сахара. Лучше разводить водой.

Какао не дают до 3 лет, кофе до 13–14 лет.

Что должен содержать рацион годовалого ребенка в обязательном порядке:

Молочные продукты
Питание детей после года в обязательном порядке должно включать молочные, а также кисломолочные продукты (в них содержатся легкоусваиваемые белки, а также витамины и микроэлементы). Кисломолочные продукты в свою очередь очень хорошо влияют на пищеварение малыша. Интересным для многих окажется следующий факт: если ребенку дать однодневный, т.е. свежий кефир, он окажет послабляющий эффект; если же малышу предложить трехдневный кефир, он закрепит. Таким образом малышу можно легко откорректировать стул. Однако у некоторых родителей может возникнуть вопрос: что делать, если у ребенка непереносимость лактозы? В таком случае цельное молоко из рациона малыша полностью исключается. Мама может давать крохе только смеси. Знакомство с молоком придется отложить минимум на год.

В принципе, не стоит торопиться с введением цельного коровьего молока ребенку сразу же после тог как ему исполнился один год. Многие малыши получают ещё грудное молоко или смесь. Коровье молоко для начала стоит давать в разведении как минимум 50/50.

Овощи и овощные блюда
Питание детей после года должно также включать в себя овощи и овощные продукты. Это малышу будет очень полезно. Однако в сыром виде овощей нужно предлагать крохе совсем немного, особенно при первых знакомствах с такими продуктами питания. Сначала это могут быть только знакомые всем нам огурцы-помидоры. Что же касается овощных блюд, то тут рацион для годовалого ребенка может быть более обширным. Сюда уже можно включать тыкву (она очень богата каротином и отлично переносится детьми), свеклу, желтый сладкий перец (помимо уже известных ребенку по первому прикорму картошки, морковки, лука, кабачка, цветной капусты). Аккуратно нужно вводить в рацион питания крохи зелень: укроп, петрушку. Отдельный вопрос о белокочанной капусте: она не так легко переваривается и усваивается, поэтому в сыром виде ее пока еще предлагать рано, в варёном - можно нечасто и понемножку. Стоит помнить еще и о том, что ребенку зимой не менее, нежели летом, нужны овощи, поэтому их лучше замораживать. В день крохе можно предлагать не больше 150 г картофеля и 200 г иных овощей.

Мясные блюда
Что еще должно в обязательном порядке включать в себя питание детей после года? Это мясо и мясные продукты. Их дети должны потреблять ежедневно. Однако лучше в первой половине дня, так как этот продукт более долго переваривается и усваивается детским организмом.

Какое мясо подойдет годовалому малышу:


  • Нежирные сорта телятины и говядины.

  • Кролик, курица, индейка.

Очень полезно предлагать малышу телячью или говяжью печень (в виде паштета), однако не чаще, чем раз в неделю. Норма мяса может варьироваться в зависимости от веса малыша от 50–60 грамм до 100 грамм в сутки.

Рыбные продукты
Питание ребенка после 1 года должно также включать рыбу. Давать ее нужно не чаще, чем раз или два раза в неделю взамен мясных блюд. Средний объем рыбного блюда: 30–40 грамм. Сорта опять же следует выбирать нежирные. Приготовить можно рыбные тефтели, паровые котлеты, подать просто тушеное филе.

Каши
О чем еще стоит помнить, формируя питание ребенка после 1 года? Так, в рацион крохи обязательно должны быть включены самые разнообразные каши. Средний суточный объем их потребления - примерно 200 грамм. После того как малышу уже исполнится годик, можно без опасений предлагать ему самые различные каши, в том числе и зерновые. Хорошо их заправлять мясом, овощами или фруктами. Вместо каш можно также готовить ребенку и вермишель. Макаронные изделия также можно готовить с мясом, сыром, молоком, творогом. Такие действия отлично повышают пищевую ценность блюда, предложенного малышу.

Жидкие блюда
Пока кроха находится на грудном вскармливании, для него необязательными являются жидкие блюда, такие как супы (мамино молоко отлично справляется с процессами пищеварения). Однако если годовалый ребенок уже отказался от груди, ему обязательно нужно готовить самые разнообразные супчики. В этом возрасте все же лучше готовить жидкие блюда не на мясном, а на овощном бульоне. Предлагаются они малышу один раз в сутки (в основном, в обеденное время).

Фрукты и ягоды
Что еще должно входить в рацион питания ребенка после года? Хорошо также малышу давать самые различные фрукты и ягоды. Начинать нужно с привычных для нашей местности яблок, вишен, малины, смородины и т.д. Фруктов в день потреблять можно примерно 100–200 грамм, ягод - не более 20 г.

Вкусности
Также нередко родителей интересует вопрос: когда уже можно начинать давать малышу различные вкусности, такие как карамель или шоколад? Стоит сказать о том, что до того момента, как ребенку исполнится три года, о таких продуктах питания вовсе лучше забыть. Можно предлагать малышу самую разную домашнюю выпечку, печенье, иногда - зефир (если у крохи нет аллергии на куриные яйца).

Какой стул у ребенка в 12 месяцев. Сколько раз он писает.

Ребенок в год писает до 10–12 раз в день. Стул бывает каждый день или через день. В этом возрасте не редки запоры, в таких случаях стоит обратиться к специалисту - педиатру или гастроэнтерологу.

Какой режим у ребенка в 1 год

Существует несколько моментов, которые обязательно должны входить в режим дня ребенка. 1 год жизни знаменуется некоторыми отличиями по сравнению с предыдущими месяцами. Малыш дорос до первого юбилея, и теперь его день строится несколько иначе.

Итак, день малыша в возрасте 1 года состоит из следующих режимных моментов:



  • Кормление.

  • Бодрствование.

  • Прогулки.

  • Гигиенические процедуры.

  • Гимнастика.

В перечне режимных моментов отсутствует массаж, который заменяет гимнастика. Ребенок в 12 месяцев достаточно двигается, чтобы развивать мышцы без дополнительных усилий со стороны. Однако массаж может быть назначен врачом по показаниям. В противном случае помочь крохе правильно развивать мышцы можно самостоятельно при помощи комплекса упражнений.

Сон

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один - два раза. К 1–1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т.е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

До двух лет ребенок должен спать 13–14 часов в день, из них 11 часов ночью. Остальное войдет в дневной сон. В 12 месяцев он все еще будет нуждаться в двух дневных снах, но к 18 месяцам он уже готов к одному (полутора или двух-часовому) дневному сну. Этот режим сохранится до 4–5 лет.

Переход от двух дневных снов к одному может быть трудным. Специалисты рекомендуют дни с двумя дневными снами чередовать с днями с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько малыш спал накануне ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше его вечером уложить пораньше.

Как уложить ребенка спать


  • До 2 лет нет почти ничего нового, что помогло бы вашему малышу хорошо спать. Следуйте изученным ранее стратегиям.

  • Соблюдайте постоянный ритуал отхождения ко сну.

  • Правильный ритуал отхождения ко сну поможет вашему ребенку постепенно успокоиться в конце дня и подготовиться ко сну.

  • Если ребенок нуждается в выплеске избытка энергии, разрешите ему немного побегать перед переходом к более спокойным занятиям (типа тихой игры, ванны или сказки перед сном). Следуйте одной и той же схеме каждый вечер - даже когда вы далеко от дома. Дети любят, когда все четко и ясно. Возможность предсказать, когда случится то или иное событие, помогает им контролировать ситуацию.

  • Убедитесь, что у вашего ребенка есть постоянный режим дневного и ночного сна.

  • Сон ребенка станет более регулярным, если вы постараетесь соблюдать режим постоянно. Если он спит днем, ест, играет, ложится спать каждый день в одно и то же время, скорее всего ему будет легко заснуть вечером.

  • Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно.

  • Не забывайте, насколько важно для вашего ребенка - уметь засыпать самостоятельно каждый вечер. Сон не должен зависеть от укачивания, кормления или колыбельной песни. Если такая зависимость существует, ребенок, проснувшись ночью, не сможет заснуть самостоятельно и будет звать вас. Что делать, если это случается - решать вам.

Какие сложности со сном и засыпанием могут возникнуть


  • В этом возрасте ребенок может иметь трудности с засыпанием, а также он может часто просыпаться ночью. Причина обеих проблем - новые вехи в развитии ребенка, особенно стояние и хождение. Ваш малыш так рад своим новыми умениям, что хочет продолжать ими заниматься, даже если вы говорите, что сейчас время сна.

  • Если ребенок сопротивляется и не хочет ложиться спать, большинство экспертов советует оставлять его в своей комнате на несколько минут, чтобы проверить, успокоится ли он сам. Если ребенок не успокаивается, вы можете «дать ребенку выкричаться». Делать это или нет - решать только вам, специалистов много, но каждая мама решает и выбирает для себя именно ту модель поведения, которая удобна и подходит именно её малышу.

  • Вам также придется решить, что делать, если ребенок пробуждается ночью, не может успокоиться самостоятельно и зовет вас. Попытайтесь зайти и посмотреть: если он стоит, вы должны помочь ему лечь. Но если ребенок хочет, чтобы вы остались и поиграли с ним, не сдавайтесь. Он должен понять, что ночное время - для сна. С другой стороны вы по прежнему можете продолжить совместный сон, ведь малыш ещё так мал, поэтому здесь снова приоритет поведения остается за мамой.

Купание детей в 1 год лучше всего проводить в одно и то же время, в этом отношение с возрастом мало что меняется. Обычно маленькие детки очень любят эту процедуру и у многих мам выработался своеобразный ритуал: вечером они купают своё чадо, кормят грудью, после чего, приученный к подобному, малыш практически сразу же сам засыпает и спокойно спит положенные ему 10–11 часов.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как играть с ребенком в 1 год

Выбирая новую игрушку, подбирая способ игры для малыша необходимо помнить о нюансах развития ребенка к году, чтобы понять, что нужно крохе и как с ним взаимодействовать.

Полезно знать

На каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышковом возрасте игры для ребёнка 3–5 лет бессмысленно и даже нежелательно.

В игре годовалый ребенок познает все, что его окружает. Эта деятельность очень важна, но необходимо ей малыша научить. Конечно, это задача взрослого. Сам ребенок никогда не поймет, что нужно делать с машинкой или шикарной куклой. В этом возрасте можно наблюдать у своего чада очень простые действия с игрушками. Лишь только развитие ребенка после 2 лет подразумевает возникновение сюжетной игры. Тогда ребятишки играют в продавца, врача, милиционера или просто в «дочки-матери».

После года происходит активное развитие памяти. Изначально она неразрывно связана с такой функцией, как восприятие. Просто малышу проще вспомнить название предмета, если он его увидит. Также и человек окажется ему знаком, если он перед ним.

В этом возрасте малыш не может фантазировать. Его воображение еще не развито. Отсюда и невозможность сказать неправду. Просто он не может придумать свою небылицу. Только в три года это становится возможным. Развитие ребенка после года в эмоциональном плане очень ярко окрашено разного рода реакциями. Увидев красивую игрушку, ему хочется ее заполучить. Это сопровождается громкими криками. Успокоить малыша нужно вовсе не руганью, а простым переключением внимания, тем более, что зачастую с годовалым ребенком сделать это очень просто. Малыш тут же забудет о своем желании.

Игры на улице

Старайтесь, чтобы кроха активно двигался, для этого приучайте его ходить за коляской (если вы собрались долго ходить и поодаль от дома), или выходите гулять без коляски. Пусть его ножки укрепляются (мы ведь активно развивались с помощью физических упражнений) и малыш учится различным действиям: рвать травку, копать песочек, водить палочкой по песку, играть с мячом, черкать мелом и т.д.

Доставьте ему радость шлепать по небольшим лужам (для этого оденьте соответствующим образом). Позволяйте ему все ощупать руками (за исключением грязи и мусора), рассказывайте, что он держит в руке: камушек, листик, каштан, цветочек и т.д. Это обогащает его познавательные способности и развивает пассивную речь, которая со временем развернется в активную.

В играх обязательно покажите малышу модель поведения-обращения с игрушкой. Покажите, к примеру, как копать песочек, лепить пирожки и т.д. Когда малыш проявит инициативу, настойчиво отберет у вас игрушку - передайте, пусть играет самостоятельно.

Когда играете вместе с другими малышами - внимательно следите за ситуацией, чтобы вашего кроху не обидели случайно или намеренно. Разрешайте конфликты, не позволяйте забирать без согласия игрушки малыша, показывайте, как можно играть вместе (обмен, отвлечение интересным сюжетом и т.д.).

Доступны ребенку в этом возрасте игры с разными природными структурами - соленым тестом, пересыпание круп и злаков из формочки в формочку, пересыпание муки, переливание водички. Внимательно следите за ребенком во время этих игр, малыш все будет стараться попробовать на вкус, поэтому водичку наливайте кипяченую, а злаки берите не крупные, желательно более или менее мягкие (сухие бобы нельзя). Такие игры отлично развивают мелкую моторику, что напрямую сказывается на развитии речи.

Игры для малышей 1 года

1. Естественно первое место занимает кухонная утварь. Кастрюли, мисочки, ложки-поварешки - любимые игрушки всех детей. Да и маме такие игры на кухне почти не мешают готовить и делать свои дела. Кстати, с обычными пластмассовыми чашками и кастрюлями можно придумать очень много игр:

  • Пирамидки - покажите, как построить самую простую и маленькую пирамидку, ребенок очень быстро поймет несложные правила и скоро начнет радовать вас своими «постройками».

  • Матрешки - в самую большую кастрюлю можно сложить кастрюльки или мисочки поменьше.

  • Музыкальные инструменты - вы знаете, какой звук издает та или иная кастрюля? А если стучать по ней разными «палочками»? Нет? Вот вместе с малышом и проверьте.

  • Переливайки - это любимейшее занятие у всех детей, ведь так здорово помочить ручки в воде и попереливать ее из одного предмета в другой. Усложните задание: предложите малышу переливать воду ложкой.

2. Кубики и пирамидки. Конечно, мы уже рассказали, как заменить их кастрюльками, но все же эти развивающие игрушки дома иметь необходимо. Только при покупке обратите внимание на аккуратность изготовления, игрушка должна быть безопасной.

3. Мозаики или детские крупные пазлы. Сложить из них шедевры маленькому гению вряд ли удастся, но вот яркие цвета и приятная текстура обязательно привлекут его внимание.

4. В продаже имеется много пальчиковых игр, которые хорошо подойдут для годовалого ребенка:


  • Пальчиковые краски. Наверняка ваш малыш уже знаком с ручкой или карандашом, краски же являются замечательной заменой этих взрослых «игрушек», ведь и смываются они просто, а рисовать ими можно даже на стенках ванной.

  • Детское тесто для лепки. Отлично развивает мелкую моторику рук (а это, кстати, способствует развитию речи). Сделано такое тесто из нетоксичных материалов, которые, к тому же, на вкус отвратительны, последнее для того, чтобы любопытные ребенок, даже если попробует кусочек, не захотел повторить это снова.

5. Мячик или шарик - маленькие детки очень любят эти предметы, главное показать годовалому ребенку, как с ним надо играть.

6. Большие машинки подойдут не только мальчикам, но и девочкам, ведь так интересно нагрузить в кузов грузовика кубики или кукол и покатать их по дому за веревочку. А когда устанешь можно сесть в кузов и попросить родителей покатать себя.

7. Также интересной игрой с годовалым ребенком могут обыкновенные прятки. На глазах у малыша спрячьте игрушку, удивляясь, куда это она побежала. Предложите карапузу найти пропажу. Уверены, что когда это получится его восторгу не будет предела.

8. Танцы. Включите веселую музыку и потанцуйте с ребенком, предложите повторить ему за вами некоторые простые движения.

9. Догонялки. Как весело бегать от папы к маме, вместе с мамой догонять папу. А ведь эта веселая игра еще и помогает развивать координацию движения.

10. И в конце хотелось бы сказать о детских развивающих наборах, которые продаются в специализированных магазинах. Картинки животных, удочки, наборы в песочницу и многое другое - со всем этим можно придумать множество интересных и полезных игр.

Большинство игр, в которые можно играть с детьми от 1 года - это не простое провождение времени, а своего рода маленькие уроки, которые помогают и учат вашего малыша вступать в новую жизнь. Не надо покупать машинки десятками, в надежде, что ребенок сам будет себя развлекать. Важно не количество, а внимание и участие родителей. Не ленитесь, ведь только от вас сейчас зависит, как быстро ваш карапуз будет развиваться и насколько смекалистым человечком он будет.

Список игрушек, которыми можно запастись на целый год


  1. Формочки - совочки.

  2. Машинки.

  3. Конструкторы.

  4. Наборы для рисования, лепки.

  5. Динамические игрушки: клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями.

  6. Наборы для шнуровки и нанизывания бусин.

  7. Игры со скатывающимися шариками.

  8. Игрушечная коляска.

  9. Деревянные брусочки и кубики разных размеров, кусочки ткани, орехи, ракушки, каштаны - всё, из чего ребёнок может создавать свой фантазийный мир, не перегруженный заданными свойствами покупных игрушек.

  10. Лошадка-качалка.

  11. Наборы для конструирования и мозаики.

  12. Пальчиковые куклы.

Основные правила игры с подросшим чадом


  • Чтобы ребёнку не было скучно, постоянно описывайте свои действия словами.

  • Если вы заметили, что малыш стал отвлекаться - меняйте игру.

  • Постоянно добавляйте новые, чуть более сложные элементы.

Пальчиковые игры с мамой

В возрасте 1–2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего - выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Основные правила проведения пальчиковых игр:


  • Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

  • При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

  • Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.

  • Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Полезно знать

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике - тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

Пальчики здороваются
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

Усложняем игру. Первичные игры
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

Белочка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!

Помощник
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран
(тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

Мышки испугались
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

Дикие животные
(с мизинца - к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!

По аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите - посуду, мебель, транспорт и т.д. например:

Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Кто у нас в лесу живёт?
Вот - лисичка, вот, вот…
Вот зайчик, вот, вот…
Вот мишка…

Нужно ли идти в поликлинику в 1 год?

В 12 месяцев ребенку проводится плановая вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита. Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В. Возможно проведение реакции Манту (для выявления туберкулеза)

Кроме того обязательной является диспансеризация 12 месячного малыша.

Скорее всего вас осмотрят врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог.

  • Хирург.

  • Ортопед.

  • Офтальмолог (окулист).

  • Оториноларинголог (ЛОР).

Плановая вакцинация будет проведена после обязательного осмотра вашего педиатра и сдачи анализов:

  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, pH, присутствие белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

Возможна сдача общего анализа кала (копрология - определяется консистенция, цвет, pH, жир, кровь, лейкоциты) и анализа кала на яйца глистов.

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

  • подползает под препятствие;
  • вползает по наклонной поверхности, сползает;
  • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
  • стоит без опоры;
  • приседает, выпрямляется, наклоняется;
  • ходит, держась одной рукой;
  • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
  • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
  • подражает знакомым движениям взрослого;
  • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 1 года

Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого,
  • самостоятельно.

Открывает и закрывает крышечки:

  • по подражанию,
  • в самостоятельной игре.

Ставит один кубик на другой (по подражанию).

Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

  • по подражанию,
  • в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
  • по просьбе взрослого.

Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

Недоволен:

  • при слове "нельзя",
  • резким тоном голоса взрослого,
  • при неумении выполнить желаемое действие.

Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: "Покажи то-то".
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: "положи", "отдай", "отнеси", "закрой", "открой".
Подчиняется словам "нельзя", "можно".
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого "до свидания":

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово "нет".

По просьбе взрослого:

  • играет в "ладушки",
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в "ку-ку",
  • "вытирает" нос платком,
  • "вытирает" лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: "Кто это?".
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, "говорит" по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки ребенка 1 года

Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, "вытирается" полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.


Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца : уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.
  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.


Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Первый день рождения - важное событие. Незаметно пролетели 12 месяцев, и вот уже ребёнку 1 год. Из хрупкого маленького комочка вырос активный и весёлый малыш, который с каждой минутой становится более самостоятельным. Ему предстоит многому научиться. Чтобы его развитие приносило родителям удовлетворение и радость, с ним нужно много заниматься и обеспечить крохе безопасность в доме.

Физическое развитие

Ребёнок в 1 год быстро и уверенно растёт. У большинства малышей в этом возрасте появилось 8, а иногда и 12 зубов. Если этого не случилось, не переживайте. В течение последующих трёх месяцев они обязательно проклюнутся. Задача мамы - обеспечить кроху витамином Д, кальцием и фосфором.

Эти вещества попадают в организм ребёнка с пищей. Очень много их в материнском молоке, поэтому до 2 лет не желательно прекращать грудное вскармливание, совмещая его с обычным питанием.

Если вы регулярно меряете рост, то заметили, как изменилось физическое развитие ребёнка в 1 год. За 12 месяцев он подрос на 20-25 см. Вес его увеличился в три раза. У мальчиков он колеблется от 9 до 11.5 кг, а у девочек от 8.5 до 10.5 кг. Эти цифры приблизительные и могут несколько отличаться в большую или меньшую сторону. Ведь каждый малыш индивидуален и имеет свои физиологические особенности.

  • В конце первого года жизни ребёнок активно пытается ходить. Он уверенно встаёт на ножки и робко делает первые шаги самостоятельно. У него не всегда получается, поэтому падения неизбежны. Постепенно малыш научится твёрдо стоять на ногах и закрепит новый навык.
  • Некоторые дети в 1 год опасаются оторвать ручки от опоры и ходят, держась за мебель. Это не страшно, если они активно ползают и уверенно сидят. Их развитие находится в пределах нормы, и скоро они начнут путешествовать по дому без посторонней помощи.

Умения малыша

За развитием малыша интересно наблюдать. Давайте проанализируем, что умеет ребёнок в 1 год, какие навыки успел приобрести?

  • Основное умение крохи - первые самостоятельные шаги.
  • Он научился ползать, сидеть, становиться на четвереньки, подниматься и садиться обратно.
  • Малыш понимает многое из того, что ему говорит мама, знает названия предметов, показывает их на картинках и произносит некоторые простые слова.
  • Пользуется ложкой во время еды, пьёт воду из чашки, хорошо пережёвывает твёрдую пищу.
  • Самостоятельно взбирается на диван, кресло, спускается с лестницы, держась за руку мамы.
  • Выполняет команды родителей. Например, приносит вещи, поднимает ручки и ножки во время переодевания.
  • Умывается, чистит зубки с помощью мамы, вытирает лицо полотенцем и просится на горшок.

Нет более эмоционального и нежного создания, чем ребёнок, 1 год - время, когда его чувствительность проявляется в том, что он постоянно обнимает и целует родителей, бабушек, дедушек, любимые игрушки.

Для ребёнка 1 года интересно всё, что его окружает. Ведомый любопытством, он часто карабкается вверх по лестнице, забирается в другие опасные места. Поэтому его ни на минуту нельзя оставлять в одиночестве, если в комнате есть острые углы, опасные предметы, открытые окна.

Любимое занятие крохи - помогать маме на кухне. Он перебирает тарелки, стучит ложкой по кастрюлям, исследует шкафчики. Там не всегда безопасно, поэтому лучше поставить на кухне манеж и сажать туда ребёнка. Тогда он не сможет случайно дотянуться до горячей кружки, плиты и в тоже время будет видеть маму, слышать её голос.

В комнатах шалун моментально открывает дверцы шкафа, выдвигает ящики, вытаскивает вещи из комода. Надо подготовить игровую зону, убрать из неё опасные предметы и мелкие детали, например, пуговицы. Карапуз легко захватывает их пальцами, крепко держит и может положить в рот.

Ребёнок в год всегда подражает взрослым. Он запоминает их действия и пытается повторять. Если к нему в ручки попадает расчёска, кроха причёсывает волосы, маминой помадой он разрисовывает лицо, увлечённо «разговаривает по телефону».

Первые невнятные слова большинство детей начинает произносить после 9 месяцев. В год многие из них отчётливо проговаривают простые фразы, такие как «мама», «папа», «дай», «баба».

В этом возрасте речевой запас с каждым днём увеличивается. Не стоит тревожиться, если малыш мало говорит.

Годовалые дети хорошо запоминают слова и понимают их смысл, но часто используют всего несколько словосочетаний, которые взрослые считают детским лепетом.

Чтобы «разговорить» кроху, родителям нужно больше уделять ему внимания, рассматривать с ним интересные картинки, читать стихи и сказки. Хорошо помогает улучшить речь специальное занятие. Насыпьте в миску гречку и попросите малыша переложить её в кастрюлю. Такие действия обязательно заинтересуют его и разработают мелкую моторику ручек, которая важна для освоения речи.

Делайте с карапузом пальчиковую гимнастику, сжимая и разжимая руки. Показывая предметы, давайте ему дотронуться до них и пощупать.

Изменения в поведении

Развитие малыша в 1 годик происходит стремительными темпами. В этом возрасте он хочет самостоятельно решать, какую игрушку лучше взять, и часто поступает наперекор родителям. Простые требования мамы вымыть руки, садиться обедать или идти спать нередко вызывают у карапуза негативную реакцию. Он начинает топать ногами, плакать и кричать.

Педиатры называют такое состояние «кризисом первого года» и считают это явление абсолютно нормальным. Малыш, научившийся ходить, стремится познавать мир, старается привлечь к себе внимание, но у него не всегда получается. Не удаётся дотянуться до игрушки, которая находится слишком высоко, пробежаться по детской площадке без помощи родителей, самостоятельно натянуть штанишки, выразить словами свои потребности. Неудивительно, что, столкнувшись с такими трудностями, ребёнок капризничает, и у него портится характер.

  • Если у крохи изменилось поведение в худшую сторону, не расстраивайтесь, это скоро пройдёт. Ему нужна ласка и внимание.
  • Постарайтесь научиться договариваться с малышом, не выходите из себя из-за его слёз. Когда он не желает переодеваться, не настаивайте на своём, переключите его внимание на что-нибудь другое, а когда он отвлечётся, сделайте то, что планировали.
  • Не ругайте его за испачканную во время обеда одежду, обсыпанную песком голову и другие шалости. Это не проявления избалованности, как считают некоторые, а лишь первый этап взросления, который ребёнку нужно помочь преодолеть.

Мамочке надо запастись терпением. Малышу в 1 годик трудно самостоятельно успокоиться, когда он плачет. Его нужно приласкать, покачать на руках, сказать ласковые слова. Немного повзрослев, он научится хорошо говорить, освоит новую форму поведения и станет более послушным.

Развивающие игры и игрушки

Как развивать ребенку в 1 год разные способности? Главное – делать это как можно естественней. Ему должны быть интересны игры, которые вы предлагаете. Приобретайте простые игрушки. Робот на электронном управлении, огромный набор фломастеров и большая интерактивная кукла понадобятся позже, когда малыш станет старше.

  • Годовалый ребёнок обожает играть. В это время лучший подарок для него - набор кубиков или пирамидка. Он с увлечением ставит один кубик на другой, радуется, когда получается высокая башня, и смеётся, если она падает.
  • В годик кроха любит катить перед собой игрушки на колёсиках, ползать на четвереньках, играя с машинкой, бросать мячик, кормить и убаюкивать кукол. Когда наступает лето, малыш прекрасно играет в песочнице, пытается лепить куличики, копает песок лопатой.
  • Если карапуз плохо держится на ножках, ему помогут игрушки, побуждающие его к ходьбе. Для развития координации движений можно использовать обычную детскую коляску. Гуляя по улице, предложите карапузу идти самому, толкая её перед собой. Держась за опору, малышу будет легко двигаться вперёд, и он быстрее пойдёт самостоятельно. Вместо коляски в магазинах легко приобрести яркие детские тачки, музыкальные игрушки-тросточки и многое другое.

Для гармоничного развития малыша в 1 год важна музыка. Включите детскую мелодию и потанцуйте с крохой. Чередуя быстрые и медленные песни, попросите изобразить, как топает слон, подняться на цыпочки, поводить с вами хоровод. Занятие улучшает чувство ритма, делает ножки более устойчивыми.

У ребёнка в год появляется пристрастие к водным процедурам. В этом возрасте их легко совместить с увлекательной игрой. Наберите в ванночку тёплой воды, посадите туда кроху и дайте ему игрушки. Это могут быть пластмассовые чашки, ложки, леечка, вёдра. Покажите ему, как при помощи ложки наполнить чашку водой, как перелить воду из большего в меньшее ведёрко. Он с интересом будет повторять это и радостно смеяться.

Наконец-то пришёл тот возраст, когда кроху можно приобщать к творчеству. Если ему наскучат игрушки, достаньте мягкий пластилин, созданный специально для маленьких детей. Научите карапуза отщипывать небольшие кусочки, скатывать из них шарики и колбаски. Помимо мелкой моторики, лепка развивает усидчивость и внимание. Они пригодятся в будущем.

Когда прошёл в жизни ребёнка 1 год, хороший развивающий эффект даёт рисование. Для занятий покупайте специальные пальчиковые краски или карандаши. Разложите на полу большой лист белой бумаги, пусть малыш, стоя на четвереньках, выводит свои каракули.

Чтобы избежать в будущем посещения логопеда, карапуза к году важно научить дуть. Этот навык улучшает работу лёгких и делает речь более чистой. Приобретите малышу дудочку и покажите, как выдувать звуки. Можно купить мыльные пузыри, он будет с удовольствием их дуть и ловить.

В перерывах между лепкой, рисованием или чтением книжек, поиграйте с крохой в подвижные игры. Ему обязательно понравятся ладушки, поиски спрятанной игрушки, прятки.

Каждый день приносит малышу яркие впечатления. Он постоянно учится чему-то новому. Для него важно, чтобы родители помогали ему в этом и постоянно показывали любовь и заботу. Надо помнить: каждый ребенок 1 года развитие демонстрирует своё: Петя умеет больше, чем Маша, Маша знает больше, чем Юля…. Дети индивидуальны, бояться этого не надо. Постепенно малыши сравняются в своём развитии.

Поделиться: