Креативные качества. Креативность как личностная характеристика

Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

Кто такой креативный человек?

Креативный человек - это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому . Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

Креативные люди — кто они?

1. Пренебрежение стереотипами и правилами.

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к не в полной мере.

2. Способность фантазировать.

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать , как бы подзаряжая свой творческий . В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

3. Наблюдательность.

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

4. Невосприятие рутины.

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

6. Ранимость перед критикой.

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

7. Поиск новых эмоций и впечатлений.

Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным . Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной , но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ
КАЧЕСТВО МЕНЕДЖЕРА

С.Ю. Полунина

Канд. социол. наук, доцент кафедры психологии
и социального управления

Сибирский университет потребительской кооперации,
г. Новосибирск, e-mail [email protected]

В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран в настоящее время приоритет отдается инновационной деятельности. Многочисленные публикации, раскрывающие проблематику инновационного менеджмента, большое внимание уделяют повышению активизации деятельности в этой сфере. Обсуждаются конкурентные преимущества, которыми располагает Россия в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Вместе с тем крайне редко исследователи обращаются к личности, предрасположенной к такого рода деятельности, т. е. личности инноватора. Считается, что таковым должен быть человек, с высокими креативными способностями.

В своей статье Е. Дружинин и Н. Кортьева выделяют две стадии инновационного процесса: выдвижение, формулировка теоретической конструкции новшества и реализация новации в максимально полном объеме с минимальными искажениями сформулированной идеи. Следовательно в инновационном процессе должны быть задействованы два типа участников: руководители, способные осуществлять и направлять инновационную политику, и персонал, обладающий необходимой профессиональной компетентностью и уровнем мотивации. Инновационный тип руководителя должен обладать стратегическими способностями, а именно хорошо развитым абстрактным мышлением, умением анализировать имеющуюся информацию, видеть ситуацию в перспективе, выбирать наилучший момент для активных действий. Автор статьи связывает эти способности с хорошо развитой интуицией.

Среди наиважнейших инноваторских способностей персонала выделяют творческие способности или креативность. Понятие «креативность» приобрело свое значение к началу 50-х гг. прошлого века, главными идеологами исследования креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс [цит. по 6]. Согласно их концепции креативность понималась как универсальная познавательная способность. Основой креативности Гилфорд считал дивиргентное мышление, т.е. идущее в различных направлениях, которое приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд выделил 6 основных параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Л. Терстоун [цит. по 6] обратил внимание, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, а не критически к ним относится, творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. В.Н. Дружинин и Р.М. Грановская показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности и затрудняют проявление ее творческих возможностей. Подтверждением этого является также мифы о креативности, сформулированные Т. Амабиле и Б. Брином :

1) Креативность генерируется творческими людьми. Как показали результаты проведенных опросов, креативность зависит от нескольких вещей: опыта, в том числе знаний и технические навыков, таланта, способности мыслить по-новому, и умения преодолевать нетворческую рутину. Но наиболее важно, насколько люди увлечены своей работой и насколько задействован фактор внутренней мотивации.

2) Деньги – мотиватор креативности. Опросы показали, что бонусы могут даже сдерживать креативность, в том случае, если люди считают, что каждый их шаг скажется на компенсации. Тогда сотрудники стараются любой ценой избегать риска, что, естественно, не способствует инновационному мышлению.

3) Недостаток времени способствует креативности. Нехватка времени уменьшает креативность потому, что люди не могут глубоко проникнуть в суть поставленной задачи.

4) Страх вызывает революционный переворот. Исследования продемонстировали, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно – со страхом и тревогой, что люди чувствуют большую радость, когда находят творческую идею, но, в то же время, они гораздо вероятнее достигнут пика креативности, если перед этим чувствовали себя счастливыми. Если люди увлечены своей работой, есть больше шансов, что они сделают когнитивные ассоциации, результатом которых станет креативная идея на следующий день.

5) Соревнование – лучше, чем сотрудничество. По результатм исследования наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и обсуждать новые решения.

6) Сокращение штатов – хороший способ повысить креативность. В ходе сокращения уровень коммуникации и сотрудничества резко уменьшается, так же как и чувство уверенности и личной независимости сотрудников. В результате руководителям после сокращения приходится затрачивать немало усилий для стабилизации обстановки на рабочем месте, вновь делая ее благоприятной для формирования новых идей.

Суть творчества с точки зрения С. Медника [цит. по 6] заключается в способности преодолевать стереотипы и в широте поля ассоциаций. Исследования, проведенные с помощью инструментов, созданных на основе этой концепции, показали, что фактор ограниченного времени негативно сказывается как на высококреативных, так и на низкокреативных испытуемых. Оригинальные ответы появляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время, после того как нужно преодолеть «инерцию репродуктивности».

Интересной является «теория инвестирования» Р. Стернберга [цит. по 6]. Согласно этой модели креативным является такой человек, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». Т.е. необходимо оценить потенциал развития непризнанных, малопопулярных идей и возможный спрос на них. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях. Человек может не реализовать свой творческий потенциал в 2-х случаях: 1) если он высказывает идеи преждевременно; 2) если он не выносит ее на обсуждение слишком долго и тогда она становится очевидной, «устаревает». Стернберг выделяет 6 основных факторов креативности: интеллект; знание; стиль мышления; индивидуальные черты, мотивацию и внешнюю среду. При этом для творчества наиболее важны следующие составляющие интеллекта: синтетические способности (т.е. умение по-новому взглянуть на проблемы, преодолеть границы обыденного сознания), аналитические способности (выявление идей, достойных для дальнейшей разработки). Практические способности (умение убеждать других в ценности идеи). Только при наличии всех трех способностей гарантируется успешное выдвижение новых идей, обоснованных исследованиями и обладающих неоспоримой пользой, «продать» которые помогут практические способности. Стернберг указывает на позитивное и негативное влияние знаний. Слишком устоявшиеся знания могут препятствовать по-новому взглянуть на проблему, не обладая некоторыми знаниями по проблеме, можно потратить время, изобретая велосипед. С точки зрения Стернберга для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния, умение и смелость самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Кроме того, креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Кроме того, важна и творческая среда, хотя мотивация может компенсировать ее отсутствие.

В статье Терезы М. Амабайл предпринимается попытка определить элементы внешней среды, способствующей повышению творческой активности:

Постановка задачи. Руководитель может подобрать подчиненному задание, соответствующее его компетенции, творческим способностям и вызывающее у него желание побыстрее взяться за дело.

Свобода действий. Для повышения креативности необходимо давать работникам свободу выбора средств для достижения цели.

Ресурсы. Основные ресурсы, влияющие на уровень креативности, - это время и деньги. Губительное влияние на креативность оказывают искусственные или невыполнимые сроки.

Состав рабочей группы. Нужно собрать группу, членов которой отличает одновременно и готовность к взаимодействию, и неоднородность знаний и взглядов.

Поощрение. Людям нужно чувствовать, что их работа важна для организации или группы людей, чье мнение для них важно.

Организационная поддержка. Настоящий расцвет креативности наблюдается там, где организация настроена на поддержку.

Еще одна модель творческого мышления принадлежит Э. Де Боно . Он выделяет два вида мышления: логическое (или шаблонное) и нешаблонное (творческое). Шаблонно мыслящие люди избирают разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются решить проблему. Оно оперирует высокими вероятностями, т.к. это приводит к результату наиболее эффективным способом. Нешаблонное мышление проявляется в попытке занять произвольную позицию и оперирует малыми вероятностями. Результатом являются либо гениальные творения, создать которые под силу немногим, для этого нужен талант, либо новый взгляд на старые вещи, что доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, но любой человек может развить навыки к мышлению такого рода. Де Боно (1967) вводит специальный термин «латеральное», т.е. боковое, поперечное мышление, который отражает то, что поиск идей идет путем проб различных точек зрения, различных концепций и отправных точек. Поиск идет «поперек» русла основной, устоявшейся признанной точки зрения. При этом автор модели обозначает области применения нестандартного мышления: усовершенствование (устранение ошибок, недостатков и улучшение способа действий), решение проблем и проектирование возможностей. Источниками творчества автор считает: незнание, опыт, мотивацию (под мотивацией автор понимает любопытство и стремление объяснить непонятные идеи, способность взглянуть на то, на что никто никогда не обращал внимания), острый взгляд (способность увидеть ценность зародившейся идеи), случайность, освобождение от страхов и ограничений).

Эта позиция согласуется со взглядом на творческие способности Я.А. Пономарева [цит. по 6]. Суть креативности как психологического свойства, сводится им к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют именно побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, результаты, рассогласующиеся с целями. Творчество, в отличие от форм адаптивного поведения, происходит по принципу «не смотря ни на что».

Природа творчества с точки зрения В.М. Вильчека [цит. по 6] иррациональна и неуправляема, родилась и умрет вместе с человеком. С точки зрения Р.М. Грановской творчество – это социально приемлемый путь самореализации, удовлетворение от этого практически не имеет пределов. Если так, то возникает вопрос: почему одни люди проявляют преимущественно адаптивную активность, а другие – творческую, творческая активность одних людей более продуктивна, чем других? Окончательного ответа на эти вопросы нет. Разнообразные исследования предоставляют некоторую информацию.

Согласно теории Д. Гэленсона (Чикагский университет) существует 2 типа гениев: концептуальные и экспериментальные инноваторы. Первые добиваются успеха в молодости (20-30 лет), вторые - в зрелом возрасте (50 лет и старше). Концептуальные инноваторы тщательно обдумывают идею, затем приступают к работе. Они точно знают, чего хотят и что делают, нарушают правила, по-другому смотрят на привычные вещи, ломают стереотипы. Судьба их часто трагична. Гении второго типа медленно идут к успеху, используют метод проб и ошибок, терпеливы, уважают традиции, живут в реальном мире, успеха добиваются за счет трудолюбия. Их успехи – следствие обощения чужого опыта и оттачивания своей техники.

Дополнением этих исследований могут стать выводы Р.М. Грановской об особенностях творчества молодых людей: неуступчивость, связанная с их стремлением утвердить что-то новое. Окружающими это часто трактуется как упрямство или эгоизм, плохой характер. Второй особенностью является внутренняя рассогласованность и некоторая двойственность характера, взрывчатость, что также окружающими может быть расценено как непредсказуемость и направленность против социальных норм. Еще одним свойством является склонность к терзаниям и колебаниям по любому поводу. Требовательность к самому себе воспитывают к критическому переосмыслению незыблемых истин.

Для творчества зрелых специалистов характерен вкус к форме решений. Специалисты старшего поколения представляют особую ценность, т.к. обладают целостным взглядом на проблему, что позволяет давать комплексное решение проблемы. Еще одним качеством является нерешительность, осторожность. Это может ограничивать их. Следующей особенностью является концентрация интересов, с одной стороны, она сужает круг интересов, что отрицательно сказывается на творчестве, но, с другой стороны, это позволяет выдерживать первый жесткий натиск. Опыт способствует формированию следующей особенности- умению использовать старые идеи, ведь, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Творчество зрелых отличается еще и снижением способности рисковать, а это является необходимой составляющей творческой деятельности. Вместе с тем, это способствует предъявлению высоких требований к аргументации, обоснованности, практичности идеи. Таким образом, открытия и изобретения молодых являются более радикальными, смелыми, но не всегда плодотворными. Творческие предложения зрелых – более продуманы, обоснованы, но им не достает риска.

По мнению И.М. Верткина в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к качествам творческой личности относят: 1) наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей); 2) наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ; 3) желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов; 4) владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели; 5) способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность цели; 6) соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели. Такой подход утверждает, что творческий режим доступен каждому нормальному человеку, обладающему обычными способностями, памятью, знаниями. Для того, чтобы стать творцом, надо сделать сначала всего один шаг: выбрать достойную цель, потом-второй шаг: составить корректную программу достижения поставленной пели. Затем третий шаг - подкрепить составленную программу большой работой.

Обобщая рассмотренные модели, можно сделать следующие выводы:

Креативность становится профессионально важным качеством современного менеджера. Творческие способности можно развивать, методики повышения креативности разработаны в рамках теории решения изобретательских задач и модели латерального мышления. Для повышения творческих способностей важны как внутренние факторы, так и факторы внешней среды. К внутренним факторам относятся: стратегические способности, развитая интуиция, способность по-новому взглянуть на привычные вещи, способность оценить потенциал непризнанных идей, пойти на риск, противостоять неприятию окружающих. Кроме того, очень важно наличие значимой цели, программы по ее реализации и готовность много работать для достижения этой цели. Фактор возраста не играет решающей роли, т.к. успеха можно достигнуть как в молодом, так и в зрелом возрасте.

Важнейшими факторами внешней среды являются создание атмосферы сотрудничества, отсутствие дефицита времени. Создание стабильно функционирующего коллектива, создание творческой атмосферы, когда возможно обсуждение новых идей, а критика носит конструктивный характер, понимание и терпимость со стороны коллег и руководителей.

Список литературы

Амабиле Т.М. Как убить творческую инициативу / Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер, 1998.

Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. - Интернетресурс: http://www.altshuller.ru, 2003.

Верткин И.М. Качества творческой личности / Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. - Интернетресурс: http://www.altshuller.ru, 1988.

Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2007.

Дружинин Е., Кортьева Н. Менеджер – инноватор: от идеи к реализации. - Интернетресурс: http://www.bestlibrary, 2002.

Amabile T.M., Breen B. The 6 Myths of Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru, 2004.

Galenson D. W. Old Masters and Young Geniues: The Two Life Cycles of Artistic Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru, 2006.

Поскольку проведение сеансов восстановления работоспособности спортсменов предполагает наличие у них умений психической саморегуляции (внушения расслабления и мобилизации), то первоначальным моментом перед проведением сеансов восстановления специальной работоспособности спортсменов было краткосрочное (в течение 10 занятий) обучение их умениям психической саморегуляции с использованием психотехнических игр и психорегулирующей тренировки (19). И только после этого мы приступали к использованию психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) в сочетании с массажем, что предусматривало ускорение процессов восстановления специальной работоспособности и оптимизации психического состояния спортсменов после тренировочных занятий. При сопряженном применении двух средств восстановления (массаж и психорегулирующая тренировка) мы предполагали более сильное их воздействие (одновременное), чем при раздельном применении. Это было подтверждено в исследованиях В. Н. Смоленцевой и Н. Н. Сетяевой (19).

Мы предполагали, что сохранение спортивной мотивации и ее активизация возможны при наличии соответствия психофизиологических особенностей спортсмена специфике выбранного вида спортивной деятельности. Это было основано на имеющихся в специальной литературе данных (11; и др.).

При этом мы исходили из известного в спортивной психологии положения (11; и др.) о том, что определенному виду спортивной деятельности соответствует свой психокомплекс (сочетание свой нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов). В этой связи мы полагаем, что сохранение спортивной мотивации и дальнейшее спортивное совершенствование у спортсменов высокой квалификации возможно при наличии такого сочетания. Исходя из этого при комплектовании контрольной и экспериментальной групп мы выявляли комплекс свойств нервных процессов у спортсменов и отбирали в группы тех, у кого наблюдалось такое сочетание. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп в первом педагогическом эксперименте (фехтовальщики - рапира и шпага) мы отбирали спортсменов со следующим психокомплексом: малая сила процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп во втором педагогическом эксперименте (биатлонисты) мы исходили из сочетания свойств нервных процессов, характерного для этого вида спорта: средняя и малая сила процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Проведение двух педагогических экспериментов показало достоверное повышение составляющих компонентов спортивной мотивации, что позволяет рекомендовать внедрение данной методики в практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

3. Алексеев А. В. Себя преодолеть. - М., 1985.

4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

5. Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск, 1998.

6. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск, 2000.

7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации. -М., 1990.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992.- Т. 1.

9. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

10. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации, - М., 1974.

11. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. -М., 1980.

12. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971.

13. Магомед-Эминов А/. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1987.

14. Орлов Ю. М. Мотивация поведения. - М., 1992.

15. Пешков А. Мотивация как системное качество личности. - М., 1988.

16. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.. 1984.

1 7. Психорегуляция в подготовке спортсменов / Под ред.

Н. А. Худадова и др. - М., 1985.

18. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. - СПб., 2003.

19. Смоленцева В. Л. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. - Омск, 2003.

20 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. -Т. 1; Т. 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕАТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ПИЧНОСТИ

Доктор психол. наук, профессор Л. Н. Антилогова

Омский государственный педагогический университет,

Л. Г. Пузеп, ст. преподаватель Тарский филиал Омского государственного педагогического

университета

Понятие «креативность» происходит от латинского creatura - творенье, созиданьс. В русском языке ему соответствует понятие «творчество». Проведенный нами анализ показал, что изучаемые понятия имеют как сходства, так и различия: если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Отсюда для обозначения сферы «субъектно значимой новизны» (т. е. субъектно-личностного феномена творчества) обычно считается целесообразным использовать понятие «креативность», которое уже достаточно прочно закрепилось в научной литературе по проблематике творчества, благодаря, отчасти, двойственности переводов с английского creativity и как «творчество», и как «креативность» для подчеркивания тех или иных оттенков понятия. В западной традиции креативность связывается в большинстве случаев с «производством» идей, новых и значимых именно для субъек та (1).

Основные различия между творчеством и креативностью можно свести к следующим:

Креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, тогда как творчество как автоматизированный навык включается во все виды деятельности поведения, общения, контакта со средой;

Творчество - процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, требующей такого включения. Это относится ко всем профессиям творческого типа;

Креативность (на 95%) - качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебно!!. Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека, поскольку мозг является тем органом, в котором продолжается творчество самой природы. Спонтанное проявление творческих способностей наблюдается у ограниченного числа людей (не более чем у 5-7%) и основывается на благоприятных природных задатках;

При формировании креативности происходит слияние сознания и подсознания в некоторую новую форму - сверх-

сознание, которое интегрирует в себе наиболее обобщенные механизмы протекания творческого процесса в свернутом виде, когда в самом акге восприятия происходит трансформация объекта в художественный образ, открытие закономерности или решение проблемы. Творческий процесс базируется па работе бессознательного п подсознания. Результаты такой работы приходят в сознание внезапно, в виде готового решения, озарения, инсайта;

Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек вкладывает творческое начало во всс виды деятельности. Творчество может проявляться только в одном виде деятельности, совпадающем со специфическими способностями к пей.

Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности преобразование касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве - и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действия.

Если креативность рассматривается как преобразование и расширение концептуальных пространств мышления и деятельности (пли, по терминологии Г. Г1. Щсдровицкого, мыс-ледеятельносги) субъекта, построение новых возможностей для субъекта, то творчество - как создание новых возможностей для культуры (5).

Хотя в определении и творчества, и креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, в творчестве это оценка со стороны другого, а в креативности, но меньшей мере, - самооценка, однако в психологических концепциях часто исключается при анализе креативнос ти субъективная оценка нового результата, внимание фокусируется на процессе возникновения нового.

Если для творчества исключительно важны процессы превращения нового, нестандартного, уникального в нечто законченное, готовое для трансляции, эталонное, канонизированное, «музейное», то чтобы стать творчеством, креативный паттерн должен зафиксировать себя в культуре, оформиться в культурном «тексте», после чего он становится реальностью для культуры.

Таким образом, несмотря на имеющееся этимологическое сходство, рассмотренные выше феномены имеют и различия, позволяющие разграничивать данные понятия.

По мнению некоторых ученых, понятие «творчество» является более общим понятием (включающим в себя, в том числе, и креативность), отражающим, помимо субъективных моментов, также процесс взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом (1).

Раскрывая сущность понятая «креативность», необходимо подчеркнуть, что оно включает в себя следующие смыслы: способнос ть субъекта вносить в собственное бытие значимо новое (новое решение проблемы, новый метод или новое устройство, новый художественный образ и т. п.); процесс новообразования (процесс возникновения и становления повой идеи); продукты новаторской деятельности.

Наиболее сущест венными характеристиками креативности являются следующие:

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессозиат ел ы I ы й характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности т ворца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, повой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

Рассмотренные особенности креативности наиболее полно, по нашему мнению, отражены в следующем определении: «креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» (3, 165).

Проведенный анализ литературы показывает; что различные исследователи определяют исследуемый феномен по-раз-ному. Однако при всех различиях этих определений в них, тем не менее, есть нечто общее: креативность рассматривается как способность человека создавать нечто новое, оригинальное.

Креативность - явление динамическое, изменчивое, развивающееся. В его развитии прослеживаются такие стадии, как подготовка (особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи); созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи); вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения задачи); развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Раскрывая сущность креативности, нельзя не остановиться на вопросе об ее источнике. Объясняя основы креативности, Б. М. Рунин приходит к выводу, что «природой креативности является творчество природы», т. е. исследователь принимает идею существования общих правил возникновения нового, ранее не существовавшего в процессе биологической эволюции (в виде новых форм живых существ) и в творческой деятельности человека (в виде научных открытий, технологий, конструкций) (4).

А. Маслоу в рассуждениях о креативности делает упор на импровизацию и вдохновение. Креативность, согласно А. Маслоу, этап вдохновенного творчества, процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы (2). Он рассматривает креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности, определяя самоактуализацию как полное использование талантов, способностей, возможностей личности, как процесс самореализации человеческих потенций. При этом ученый считает, что каждый человек потенциально креативен (2).

В своих исследованиях А. Маслоу выделяет первичную и вторичную креативность. Первичная - это этап вдохновенного творчества, вторичная - процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Вторичная креативность, согласно А. Маслоу, включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую, рутинную работу. Он отказывает вторичной креативности в ее значимости для изучения природы творчества, поскольку связывает се с другими качествами личности, такими, как упорство, терпение, трудолюбие, выносливость. Автор акцентирует внимание на начальной стадии творчества - на мгновениях озареиия и вдохновения (ипспирационная фаза творчества). Творческий человек в моменты вдохновения, в инс-нирациоппую фазу творчества, забывает о прошлом и будущем и живет только настоящим (2).

А. Маслоу отмечает, что у здоровых людей, особенно у тех, которые отличаются высокой креативностью, обнаруживается способность сплавлять и синтезировать свои вторичные и первичные процессы, свое сознательное и бессознательное. В результате такого слияния первичные и вторич-

ныс процессы взаимообогащают друг друга и меняют характер протекания и первых и вторых. Творчество, в котором одинаково глубоко используются оба типа процессов (первичные и вторичные), А. Маслоу назвал «интегрированным творчеством», однако подчеркивал, что при этом главным качеством творчества самоактуализации остается его экспрессивность или бытиниость, «а не способность разрешать проблемы или создавать “продукцию”».

Исследуя креативный процесс, D. Feldman предлагает трехчастную его модель, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлексивность как основной процесс, отличающий человека от животных, способствующий формированию самосознания, самооценки, планированию, отражению и анализу мира; 2) целенаправленность, или интенцно-нальность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма»; 3) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия (6).

Раскрывая особенности креативности как психологического феномена, следует подчеркнуть ее тесную связь с общественным сознанием, с принятием и оценкой креативной идеи со стороны определенных социальных групп. На эту связь указывает И. Н. Дубина: «Новая картина создается художником, но творческим произведением она становится благодаря воздействию на публику. Поэтому смысл творческого произ-

ведения не только вг."м самом, ной в его способности воздействовать на социальное окружение» (1).

Проанализировав наиболее распространенные дефиниции креативности, мы попытались сформулировать свое определение исследуемого феномена: креативность - это интегративное образование, включающее совокупность структ урных компонентов, определяющее творческий характер деятельности человека, само проявляющееся и развивающееся в процессе этой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубина И. Н. Субъсктно-личностныс и социокультурные аспекты творчества: опыт концептуального и терминологического разграничения. - Киев: Наукова думка. 1994.

2. Маслоу Л. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.

3. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л. Нсймсра. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Рунин Б. М. Творческий процесс в эволюционном аспекте// Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972.

5. Щедрокицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рсчсмыслитсльной деятельности. - Алма-Ата, 1974.

6. Feldman D. Y., Csikzentmihalyi М., Gardner П. Changing the world: A framework for the study of creativity. - Yale: Yale Press, 1994.

Сегодня часто можно услышать «креативная идея», «креативное» решение. Данное обозначением в наши дни очень популярно, но не все понимают его значение. Что значит креативный человек? Можно ли стать таким и как это сделать? В каких сферах больше всего востребовано данное качество? Кто из жителей планеты признан самым креативным? Ответы можно найти в данной статье.

Креативный человек – это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу. Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет.

Таким можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.

Все, чем человек пользуется сегодня и что имеет, когда-то было открыто креативными людьми. Кому-то из древних пришла в голову идея смешать муку с водой и запечь все это на раскаленном камне. Так человечество получило хлеб. Кто-то придумал пиццу, побросав остатки продуктов на лист теста, понял, что из кислых лимонов можно делать сладкий лимонад, изобрел кока-колу или ракету. Подобных примеров можно приводить великое множество.

Понятие «креативность» иногда путают с творческими способностями. Это не одно и то же. Креативный творческий человек может повстречаться у каждого на пути. Такие гении создают шокирующие произведения искусства, поначалу не признаваемые обществом, но потом становящиеся классикой. Их творения выбиваются из струи, стоят особняком, а порой противоречат всему, что было создано до этого.

Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных. Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного. Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.

Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов – вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным – это просто, но так ли это?

Как стать креативным человеком

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей. А именно:

Чувство юмора;

Легкость на подъем;

Наблюдательность;

Умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;

Независимость от предрассудков и шаблонов;

Проницательность;

Готовность к риску.

Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Педагогу нужно уметь оригинально подать материал и найти подход к каждому ученику. Доктор должен выбрать из множества единственно правильные решения, ставя диагноз и назначая лечение (ведь каждый случай индивидуален). Следователь, поразмыслив креативно, быстрее вычислит преступника и т. д.

Есть профессии, в которых без креативности делать просто нечего. Здесь она необходима как воздух. Основной список таких сфер деятельности:

Мода и дизайн;

Предпринимательство;

Журналистика;

Режиссура;

Архитектура;

Фотография;

Веб-дизайн.

Все профессии, связанные с данными сферами, предполагают создание продукта, который нужно реализовать. Чем креативнее будет творение, а также методы его подачи, тем больше шансов нас успех. Нестандартность важна в большинстве профессий. Особенно если они предполагают прямой контакт с людьми.

Самые креативные люди в мире

Степень креативности того или иного человека оценивать очень сложно. Все это очень субъективно и неоднозначно. Речь ведь не идет о чем-то конкретном, что можно просчитать. В мире постоянно составляются различные рейтинги креативных людей. Среди умерших фигурируют такие представители литературы, как Кафка, Сартр, Камю. Из художников – Ван Гог и Пикассо, из музыкантов – Майкл Джексон, Принц, Дэвид Боуи.


Всего в списке 50 позиций. Каждую из них занимает по-настоящему необычная личность, которая смогла добиться в своей деятельности огромных высот и поразила всех чем-то выходящим из ряда вон.

Это и является главным показателем креативности. Если она не причиняет вреда окружающим – то вполне может стать пожизненным штампом. Это сделает жизнь более интересной и успешной.

Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.

Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.

Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940..

Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество. Бернатосян С. Г. Воровство и обман в науке. - СПб., 1998.

Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей - закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь - способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма творчества - единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) - созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) - его выявление.

Со способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены два личностных качества - интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.

Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.

Психологическая гибкость позволяет легко взаимодействовать рациональному и интуитивному аспектам психики человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма творчества.

Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.

Широта и глубина осознания человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого поиска.

Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

креативность,

творческий потенциал,

интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская),

надситуативная активность (В. А. Петровский).

Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М., 1990. С. 131-148. Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.

Творческий потенциал - это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом». Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества. - М., 1990. С. 149-158.

В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности . Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.

Д. Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность , которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. №5.

В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л. Б. Ермолаева-Томина) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.

При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.

Оптимальным для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой - видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. - М., 1990. С. 117-130.

Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

Поделиться: