Речь пойдет всего лишь о том, чтобы поставить перед ребенком границы разумной требовательности. У маленьких детей еще не развито рациональное мышление, поэтому простых разумных доводов будет недостаточно, чтобы контролировать их поведение.
Здесь нужно поставить границы допустимых действий и показать, каковы будут последствия, в случае непослушания.
Согласно последним психологическим исследованиям дети, выросшие в семьях с разумной требовательностью, лучше приспособлены к взрослой жизни. Но попробуем разобраться, можно ли поддерживая дисциплину, сохранять также любовь и уважение к ребенку?
Основные положения разумной требовательности к ребенку
- Если в этом нет крайней необходимости, то не следует отменять свои распоряжения и требования.
- Распоряжения должны быть хорошо сформулированы и понятны для ребенка.
- Дети должны привыкнуть, сразу же выполнять порученные им задания.
- Родители не должны подрывать свой авторитет. Не должно быть ссор и разногласий, по крайней мере, в присутствии детей. Один родитель не может отменять распоряжений другого родителя.
- Непослушание не должно остаться без наказания. В случае повторного нарушения наказание следует усилить.
- Не нужно то разрешать, то запрещать разные вещи. Это лишает ребенка ориентира, которому нужно следовать.
- Не нужно контролировать каждый шаг ребенка. Старайтесь отдавать приказы не так часто.
- Задания для ребенка не должны быть слишком простыми или слишком сложными. Если они слишком легкие, то позже, при столкновении с трудностями, ребенок просто будет «убегать» от проблемы.
- Не допускайте излишне фамильярного отношения к себе. Ребенок должен относиться к Вам уважительно. Любое чрезмерно физическое воздействие со стороны ребенка недопустимо и должно немедленно пресекаться.
Если ребенок будет приучен, что от родителей он получает не только ласку, но и наказание, в случае проступка, то это поможет ему легче сходиться с другими людьми. У него не будет ненужных иллюзий, что все должны относиться к нему по-особому с первой встречи. Уважение должно быть заслужено собственными поступками. Такие дети, как правило, счастливее других.
Наказания:
- не должны вредить здоровью ребенка; если сомневаетесь, то лучше не наказывать;
- нельзя лишать ребенка похвалы;
- не наказывайте за старые проступки;
- без унижения;
- труд и занятия (учеба) не должны быть наказанием, ибо позже у ребенка может развиться к нему отвращение;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
— Если возможно, то наказание следует заменить. Попытайтесь объяснить ребенку, в чем он был неправ.
— Отвлеките ребенка каким-нибудь делом, которое придется ему по душе.
— Не спешите наказывать сейчас. Может это и не повторится.
Вместо наказания попробуйте лишний раз похвалить ребенка. Нельзя недооценивать желание еще раз услышать похвалу в свой адрес. Ребенок постарается исправиться.