По трудовому воспитанию в доу. Презентация "по трудовому воспитанию в ДОУ" по педагогике – проект, доклад Скачать презентацию трудовое воспитание

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» «Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»

2 слайд

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. ЦЕЛЬ - раскрыть сущность и особенности трудовой деятельности дошкольников.

3 слайд

Описание слайда:

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. А.С. Макаренко делал акцент на то, что для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. Ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности все еще остается недостаточно разработанной.

4 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А.С. Макаренко). Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность. Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.

5 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему. обучение простейшим трудовым умениям и навыкам. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности. Воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи трудового воспитания дошкольников (Л. В. Куцакова) ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОССЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ ЗАДАЧИ Формирование трудовых навыков Формирование компонентов деятельности Формирование общественных мотивов труда формирование интереса к труду взрослых воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда воспитание стремления оказывать посильную помощь воспитание личностных качеств воспитание трудолюбия воспитание положительных взаимоотношений между детьми

7 слайд

Описание слайда:

"Программа воспитания в детском саду" раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы: 1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности, основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание. 2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового труда и самообслуживания. Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Подготовительная группа - Сформированные навыки и умения совершенствуются.

8 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Ручной труд Труд в природе Труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей Направлен на уборку групповой комнаты, участка Направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т.д

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРУЧЕНИЯ ДЕЖУРСТВА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Индивидуальные Подгрупповые Обязательные систематичные По столовой, занятиям Эпизодические Длительные Отсроченные по времени По столовой, занятиям, в уголке природы В старшей подготов. Со средней группы Общий труд Совместный труд младший возраст старший возраст

14 слайд

Описание слайда:

ДЕЖУРСТВА - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

15 слайд

Описание слайда:

ПОРУЧЕНИЯ - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

16 слайд

Описание слайда:

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. ТРУД «ОБЩИЙ» - при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно (объединяет общее задание и общий результат). 1 ЦЕЛЬ 2 РЕЗУЛЬТАТ 3 ТРУД «СОВМЕСТНЫЙ» - наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества деятельности. Цель, как и в общем труде - единая. ЦЕЛЬ 1 2 3 РЕЗУЛЬТАТ

17 слайд

Описание слайда:

Не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Собственная трудовая деятельность детей; Обучение трудовым навыкам и организации труда; Ознакомление с трудом взрослых; Организация трудовой деятельности; Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы

20 слайд

Описание слайда:

СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

21 слайд

Описание слайда:

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы. Организация материальной среды и трудового оборудования. Учет индивидуальных интересов. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера. Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка. Создание мотивации и трудовой деятельности. Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка. Трудом нельзя наказывать. Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

22 слайд

Описание слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.

23 слайд

Описание слайда:

«ТРУД - ВСЕГДА БЫЛ ОСНОВОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ, ПОЭТОМУ И В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ» А. С. МАКАРЕНКО

Оксана Мартынкова
Презентация «Трудовое воспитание в детском саду»

«Дайте детям радость труда .

Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости

к значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

В. А. Сухомлинский

Цель трудового воспитания дошкольника : Формирование положительного отношения ребёнка к труду .

Виды труда :самообслуживание,труд в природе ,хозяйственно-бытовой труд ,ручной и

художественный труд

Методы и приёмы трудового воспитания :Наглядные методы :

Наблюдения за трудом взрослых

Словесные методы :

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение дня

Практические методы :

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Экскурсии

Приемы :

Дидактические, настольные, с/р игры

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Использование ИКТ

Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, оказании помощи взрослым в организации режимных моментов.

Публикации по теме:

"Яркое лето в детском саду" Веселое лето! Всем дорого ты! В лугах ароматных пестреют цветы, А в рощице пташек звенят голоса, Их песни хвалою.

Презентация «Информационные уголки в детском саду» Информационный уголок одна из удобных и эффективных форм работы с педагогами. Здесь воспитатели могут найти информацию для самостоятельного.

Презентация «Как мы проводим лето в детском саду» Большинство людей на земле, школьники и дошколята ждут самого долгожданного для них времени года лета! Родителям приходится сложнее, нужно.

Презентация «Слушание музыки в детском саду» Я предоставляю презентацию по слушанию музыки в детском саду. Цели занятия: 1. Прививать интерес к музыке 2. Выявить музыкальные знания.

Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». А. C. Макаренко Актуальность проекта Трудовое воспитание подрастающего.

Презентация «Бесконтурное вырезывание в детском саду» Я хочу рассказать, как бесконтурное вырезывание помогает развивать мелкую моторику и как следствие ум. Чем раньше научить ребёнка пользоваться.

Презентация: «Фоторепортаж о жизни в нашем детском саду» Что такое детский сад? Это дом, в котором дети проводят большую часть своего времени. Значит можно сказать, что это их второй дом. В детском.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд дошкольников

Основные виды детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).

Хозяйственно-бытовой труд необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Ручной труд изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада.

Формы организации трудовой деятельности дошкольников: Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

По форме организации трудовые поручения могут быть: индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности: кратковременными или дли­тельными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Классификация видов коллективного труда с точки зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию: общий труд; совместный труд; коллективный труд. Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд. Совместный тру д - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, ре­зультат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необяза­тельно. Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации труда детей дошкольного возраста

В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Поручения как форма организации труда в младшей группе.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию ещё один небольшой отчёт о моей повседневной работе по трудовому воспитанию. Ни для кого из Вас не секрет, что трудовая деятельность является одним из...

Cлайд 1

Методика трудового воспитания в ДОУ. Презентация изготовлена для показа воспитателям МАДОУ № 200.

Cлайд 2

Cлайд 3

Первая младшая группа. Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить.

Cлайд 4

Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать), направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными.

Cлайд 5

Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом.

Cлайд 6

Вторая младшая группа. Самообслуживание. Очень важно, чтобы дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Необходимо сформировать привычку садиться за стол только с чистыми руками, дети должны самостоятельно и аккуратно есть и правильно держать ложку, одеваться и раздеваться соблюдая определённую последовательность. Воспитатель должен ежедневно следить за тем, как дети выполняют его указания. Если ребёнок что либо забыл, воспитатель должен перед проведением режимного момента, ещё раз со всеми детьми повторить последовательность действий.

Cлайд 7

Хозяйственно-бытовой труд. В этом возрасте начинается систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке. Воспитатель более систематично, чем в первой младшей группе приобщает детей к трудовой деятельности. Но всё это так же происходит при помощи наглядно-действенных методов организации трудовой деятельности.

Cлайд 8

Труд в природе. Ребёнка этого возраста приучают выполнять простейшие поручения взрослых: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья цветов, сеять семена, собирать урожай. Нельзя просто дать детям задание что либо сделать, воспитатель должен вспомнить последовательность работы, чтобы дети осознали задание, которое им предстоит выполнить. Используется поэтапный инструктаж, дети выполняют отдельные приёмы по указанию воспитателя.

Cлайд 9

Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом. К концу года вводится дежурство по столовой.

Cлайд 10

Средняя группа. Самообслуживание. В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Перед детьми ставится задача оказания взаимопомощи при одевании завязать шарф, научить завязывать ботинки, помочь малышу одеться и т.д.)

Cлайд 11

Хозяйственно-бытовой труд. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так в начале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке, принимают участие в уборке (протереть полки, помыть игрушки и т.д.). В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, накрывают на стол). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций, умения пользоваться ими в нужной последовательности.

Cлайд 12

Труд в природе. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях в уголке природы, поливают, рыхлят почву, протирают крупные плотные листья, сеют семена, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. Примером для ребёнка может стать теперь не только взрослый, но и его сверстник.

Cлайд 13

Организация трудовой деятельности. Поручения Совместная деятельность детей с педагогом. Дежурство по столовой и занятиям.

Cлайд 14

Старшая - подготовительная группы. Самообслуживание. Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опёку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Cлайд 15

Хозяйственно-бытовой труд. В возрасте 5 – 7 лет хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объёмов труда, к сервировке стола добавляется раздача 2 и 3 блюд. Дети уже умеют убираться в групповой комнате, поэтому включаются в повседневный процесс уборки помещения. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование.

Cлайд 16

Труд в природе. Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Cлайд 17

Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная деятельность с воспитателем. Дежурства по столовой и занятиям, в уголке природы. Коллективный труд.

Cлайд 18

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

Cлайд 19

Дежурства – более сложная форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, это требует от детей знания последовательности необходимых действий. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую коллективу.

Cлайд 20

Коллективный труд. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода). Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий: - Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

Cлайд 21

- Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

Cлайд 22

Трудовая деятельность в старшей – подготовительной группе. Возраст детей 5 – 7 лет.

Cлайд 23

Уголок дежурства. В виде часов определяющих звено дежурящее на текущей неделе. Также используются кармашки-вкладыши обозначающие количество дежурных из звена по той или иной трудовой деятельности.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.


Задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. 1 группа 2 группа Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (формирование навыков трудовой деятельности, умений, ее организации, планирования, контроля, объективной самооценки). Развитие личности ребенка в труде (трудолюбия, ответственности, привычки к трудовому усилию); формирование уважительного отношения к труженику, бережного отношения к результатам труда; формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности), формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия.





Форма организации труда: Поручения-Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; По продолжительности- кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию- соответствовать видам труда. Дежурство-Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям). Общий- Труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Совместный- Коллективный труд (труд всей группой в старшем возрасте)-


Организация труда является ведущим средством трудового воспитания. В процессе труда происходит: Накопление практического опыта, Формирование навыков и умений, Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата), Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий), Расширение кругозора, Расширение словарного запаса, Расширение представлений о сенсорных эталонах, Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, Позволяет получать оценку, Ощущение радости от результата труда, Проявления внимания к партнерам по труду.


Решение нравственных задач в видах труда: Самообслуживание-Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности. Хозяйственно-бытовой труд-Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы. Ручной труд-Развитие волевых усилий, творчества. Труд в природе-Воспитание ответственности за жизнь животных, растений.



Формы ознакомления детей с трудом взрослых: Наблюдения, Экскурсии, Чтение художественной литературы, Рассматривание картин и иллюстраций, Дидактические игры, Организация посильной помощи взрослым, Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми, Партнерские взаимоотношения между ними.


Условия воспитания дошкольников в труде: Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда; Организация материальной среды и трудового оборудования; Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы; Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья; Включение воспитателя в труд детей на правах партнера; Обеспечение нравственно-ценной мотивации; Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость. Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде; Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию; Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.


Средства трудового воспитания: Собственная трудовая деятельность детей; Обучение трудовым навыкам и организации труда; Ознакомление с трудом взрослых; Организация трудовой деятельности; Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.



Поделиться: