Развиваем абстрактное мышление у малыша

Развиваем абстрактное мышление у малыша

Прежде всего, рассмотрим само понятие абстрактного мышления. По Ушакову, «абстрактное мышление» — это способность отделять свойства и признаки предмета от самого предмета, умение мыслить «символами». Например, рассказывая о том, как пройти к той или иной улице, обозначить ее на столе карандашом, а магазин, мимо которого придется пройти – точилкой или кубиком. То есть, как бы «подменяя» одни предметы другими, но сохраняя основной их смысл. Умение мыслить абстрактно присуще и людям творческих профессий – художникам, музыкантам, актерам и многим другим творцам, и представителям точных наук – математикам, физикам…

Кое-кто склонен считать, что абстрактное мышление – это врожденное качество, а у кого его нет, то и развивать нечего. Мнение это ошибочно, хотя бы потому, что те, кто так говорит, не имеют ни малейшего представления о том, что каждый ребенок рождается с определенными зачатками талантов, и, чтобы они проявились в полной мере, их надо просто развивать. Так и абстрактное мышление – оно подвластно всем детям без исключения, просто надо с самого раннего возраста потихоньку заниматься его развитием.

А с чего же начать? — спросят заинтригованные родители. — Как правильно подойти к этому серьезному вопросу?

А с самого простого. С окружающих нас предметов, природы, явлений… Например, разглядывая облака в небе, рассказывать, на что или кого они похожи? Ведь это делают практически все родители и дети. Это – и есть первые уроки абстрактного мышления. Облака становятся символическими изображениями «лошадки», «дома», «большого дерева»… ребенок фантазирует и, одновременно, ищет общие черты с разными предметами и явлениями.

Очень полезны в развитии абстрактного мышления конструкторы lego, и театр теней – он не только интересен, но и позволяет малышу самому додумывать образ «героя», которого он видит. А когда мы показываем ребенку руками «волка», «зайчика», «идущего» или «бегущего» — это те же «уроки», вводящие малыша в мир абстракций…

Для того же театра теней вам понадобится лишь легкая белая простынка и собственные руки… или игрушки, которые вместе с ребенком вы можете придумать и изготовить из картона или плотной бумаги. Играя с детьми, мы и сами как бы «возвращаемся» в это прекрасное время, и наша искренность восприятия сказки-игры передается ребенку и делает обучение еще интересней…

Окружающий нас мир полон абстракций. На прогулке, по дороге в детский сад или в магазин – да куда угодно! – вместе с ребенком находите в одних предметах схожесть с другими, играйте с тенями домов, деревьев, предлагайте малышу показать руками «ушки зайки», обсуждайте, на что похожи облака… Вариантов множество, и все они вокруг нас. Надо только увидеть!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о