Головные уборы монахов в буддизме. Буддийские монашеские одеяния

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:
- черный, белый в Японии;
- черный, серый и темно-коричневый в Китае,
- серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:
- нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
- монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
- если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
- изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
- в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет
Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав
В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:
- Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
- Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
- Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения
В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет
В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав
- Нижнее белье (саронг и безрукавка);
- Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
- Шемдап – верхний саронг;
- Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения
На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет
В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)
- Шата – нижний халат белого цвета;
- Коломо - верхний черный халат с поясом;
- Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения
В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Мункуев Доржи

Данная работа заключается в том, что юный исследователь путём наблюдения и расспроса постарался изложить и внести ясность в многообразии одежд буддийских священнослужителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

младших школьников

«Я - исследователь»

Секция: История родного края

Одеяние буддийских монахов

Российская Федерация

Забайкальский край

Агинский Бурятский округ

с. Узон

ученик 2 класса

МБОУ «Узонская средняя

общеобразовательная школа»

2011 – 2012 учебный год

Одеяние буддийских монахов

Мункуев Доржи

3 класс

Краткая аннотация

Данная работа заключается в том, что юный исследователь путём наблюдения и расспроса постарался изложить и внести ясность в многообразии одежд буддийских священнослужителей.

Изучил литературу по исследовательской деятельности, и применил изученное на

Практике.

Руководитель: Дарицыренова Р.М.

Одеяние буддийских монахов

Мункуев Доржи

Россия, Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, с. Узон

МОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»

3 класс

Аннотация

В данной работе я попытался внести некоторую ясность в многообразии одежд буддийских священнослужителей.

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………….. 5

Символика цвета …………………………………………………………………………………………………………… 6 - 7

Одеяние буддийских лам ……………………………………………………………………………………………… 8 - 12

Одежда высших лам

Одежда рядовых лам

Рубашки

Шамтаб (юбка)

Пояса и их виды

Шапки и ее виды

Обувь

Сумка, саквояж

Дутан (зимняя куртка)

Жанчи (накидка) высших лам и рядовых лам

Мадиг (халат)

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………….. 12

Литература ………………………………………………………………………………………………………………………. 13

Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………. 14

Введение

При въезде наше село вы сразу заметите большой красивый дацан «Даши Тубдэнлин».

При виде многообразия одежд буддийских священнослужителей у людей и у меня возник вопрос: «Что означает это многообразие? Почему у некоторых лам жилет желтого цвета, у некоторых мантия закинута на плечо, у иных спущена, а другие одеты просто в халат?»

Тогда я решил обо всем об этом расспросить папу, он работает в Узонском дацане, в должности Гэсхы лама.

В своей работе я попытался внести некоторую ясность в этом вопросе.

Новизна моего исследования состоит в том, что еще не один ученик этого не делал.

Объект исследование: одежда

Предмет: одеяние буддийских монахов

Цель исследования: выяснить виды одеянья лам, их отличительные черты и охарактеризовать их.

Задачи:

  1. Внимательно поговорить с папой, выяснить виды одеяний;
  2. Посоветоваться с другими ламами ;
  3. Сделать фотографии;
  4. Собрать нужную литературу, для получения нужной информации по данной теме;
  5. Поработать самостоятельно над собранными материалами ;
  6. Проконсультиров аться с учителем и с ламами ;
  7. Составить окончат ельную работу .

Методы исследования : - анализ информации, обобщение; опрос.

Символика цветов

Все мы видим, что одеяние всех лам шиты из материалов красного и желтого цвета. Почему? Что означают эти цвета?

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету . Во многих языках обозначает все красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет – символ красоты, девственности, святости: «красная девица», «красный угол», «Красная горка», «красное солнышко» - сохранившиеся подтверждения символа этого цвета.

В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «Красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

У монгольских народов красный цвет олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов – Солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на Земле. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Солнце и Луна считаются непосредственными предками монголоязычных народов, поэтому всячески покровительствуют им. Уважительное отношение к своим древним предкам выражалось, в частности, в расположении входа в жилище, ориентированного на юг, в сторону высокого (в зените) солнца. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует красоту, очищение. Красные камни – рубин, коралл – служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: сережек, перстней, браслетов, колец, ладанок, ножей и огнив, трубок. Красные шелковые кисти и дэнзэ венчают навершие головных уборов бурят, монголов.

В эпосе кочевников слово «красный» - «улаан» - ассоциируется с каким-нибудь важным культом, поэтому словосочетания Улаан – Баатар, Улаан Хаан, Улаан Хонгор, Улаан – Удэ характеризовали воина, богатыря, знаменосца.

Красное обозначает также власть, величие. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, только императрица имела право носить красные сапожки.

Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Китайцы привязывали что-нибудь красное на кисти рук детей, приучая смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, что не болеть и чтобы никто их не сглазил.

Символические значения красного цвета очень многообразны и протиречивы. Сиволизируя радость, красоту, полноту жизни, в то же время он ассоциируется с враждой, местью, агрессивностью. Красный цвет является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует борьбу, независимость, революцию, переворот.

Желтый цвет так же, как белый и красный, относится к солярному символическому цвету.

Желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Золото- материал, не меняющийся при испытаниях огнем, стал символом «вечности, неизменности, постоянства, раз и навсегда установленного, данного богом свыше».

Рассматривая желтый цвет и ассоциированного с ним золота, выделяют несколько его главных символов.

Золотой и желтый цвета соответствуют идее изначальности всего. В бурятской мифологии «материнская золотая утроба» и «отцовский серебряный столб», от которых пошли первые люди на земле; в монгольской мифологии птица поднимает из глубины океана «золотую землю», на которой возникает вся живая и неживая природа; в мифологии кочевников существует мотив рождения ребенка от золотого солнечного луча, проникшего сквозь дымовое отверстие юрты. Таким образом, золото, золотой, желтый цвет – это универсальный космический символ, с которым связано появление земли и первого человека, предков правителей и самих правителей. Соседство слов «желтый» и «золотой» в устойчивых словосочетаних типа «золотая желтая земля», «золотое желтое солнце» говорит об их взаимозаменяемости, об изначальном мифологичеком тождестве. Желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и представителей высших сословий. Золотые руки, золотое сердце, золотое слово, золотая нива, золотой век, золотое время, золотое царство – словосочетания, выражающие понятия самого ценного, лучшего, дорогого, как признака времени, места, явления или предмета.

Особое место занимает желтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии – желтая вера, в одеяниях лам – желтая одежда с красной накидкой оржимжо.

Таким образом, желтый цвет – цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры – недаром производит на человека теплое и приятное впечатление, желтая поверхность как бы испускает из себя солнечный свет, который осязает на себе каждый из нас.

Одеяние буддийских монахов

Одежда высших лам

Одежда высших лам отличается от одежды рядовых лам тем, что жилет должен быть желтого цвета. Также на фотографии мы видим жилет, имеющий ответвление в плечах, который символизирует форму ушей слона и говорит о стойкости в вере его носителя, о мощи, силе и непоколебимости, подобной слону. Существует также парадная одежда высших лам, надеваемая во время хуралов. Покрой, как и у повседневной одежды, но шьется из более плотного материала.

Одежда рядовых лам

У рядовых лам жилет бывает красного цвета. На фотографии сзади жилета изображен синий квадрат. Этот квадрат присутствует в основном в одеяниях агинских лам.

В десятом веке после гонений на буддизм тибетского царя Ландармы, когда буддизм стал снова возраждаться в Тибете, необходимо было провести обряд содженга, который проводят высшие ламы числом не менее четырех человек. Тибетских лам было трое, им для проведения обряда был нужен еще один высший лама, поэтому он был приглашен из Китая. В то время китайские монахи в основном принадлежали к школе «синешапочников». Обряд был успешно проведен, учение стало дальше распространяться, и дань уважения к этому китайскому монаху сзади жилета носят синий квадрат. Сейчас китайские монахи не принадлежат к школе «синешапочников». «Синешапочниками» являются приверженцы религии бонпо (древняя тибетская религия, вариант шаманизма).

Рубашки

Рубашки стали носить только в нынешнее время, но тем не менее существуют две их разновидности. Летние рубашки надевают в первый день первого летнего месяца. В первый день первого осеннего месяца переодеваются в зимнюю рубашку. В Агинском и Узонском дацане это правило переодевания неукоснительно соблюдается всеми ламами и хувараками. Обычно цвет рубашек бывает красного или желтого цвета.

Шамтаб(юбка)

Существует два способа ношения шамтаба.

Первый способ: складки шамтаба по ходу солнца – это бурятский вариант ношения шамтаба. Сейчас в основном так носят шамтаб ламы Агинского округа.

Второй способ: складки навстречу друг другу – это тибеткий вариант ношения шамтаба. Сейчас так носят шамтаб ламы дацанов Бурятии.

Пояса и их виды

Поочередность шаби хубцаса: сначала надевают рубашку, затем жилет и шамтаб. Шамтаб опоясывается. На фотографии мы видим разновидности поясов. В основном шамтаб поддерживается поясом, который изображен на фотографии внизу. Другими поясами подпоясывают мадиг и национальную буддийскую одежду ламы Бурятии и Монголии. Обычно пояса бывают красного или желтого цвета. Ни о каких ранговых различиях они не говорят.

Орхимжи (мантия) и способы его одевания

Орхимжи (мантия) накидывается поверх ламской одежды. Это есть собственно индийский вариант одежды (сари), носимый во времена Будды. Сейчас в такой одежде ходят монахи хинаяны. В наших суровых условиях невозможно ходить только в сари, поэтому он накидывается поверх одежды в дань уважения традиции. Орхимжи в длину должен быть в шесть вытянутых рукавов. Это примерно шесть метров. Орхимжи и четки снимают, когда ходят в туалет.

Существует два способа ношения орхимжи: первый – спущенный на руки орхимжи, второй – заброшенный на плечи орхимжи. По правилам все рядовые ламы (генины) должны носить орхимжи, спустив на руки. Даже Будды почти на всех танках изображены со спущенными орхимжи. Забрасывать на плечи орхимжи имеют право: гецулы – держатели 36 клятв; гелонги – держатели 253 клятв; габжи – доктора буддийских наук; также ламы, занимающие высшие руководящие должности. Ламы- гелонги высших должностей могут носить орхимжи желтого цвета.

Шапки и ее виды

Шасер – шапка чойраламы (лам-диспутантов). Простой лама носит невысокую шапку желтого цвета. Отсюда и название школы «желтошапочники».

Высшие ламы тибета носят «ваншу» - шапку с длинными ушами.

Высшие ламы носят «ниншу» - сердцеподобную шапку. В зимнее время края шапки обшивают мехом, в летнее время края, соответственно, носятся без меха. У настоятелей по краям шапки проходит одна полоса. У дид хамбо-лам по краям шапки две полосы. У хамбо-ламы по краям либо в середине три полосы.

Обувь

В Тибете, чем выше был по рангу лама, тем выше была подошва. У нас такой традиции нет и не было. Обувь та же, что и у светских людей, то есть бурятская национальная обувь. Шьется из сукна, кожи, кожезаменителей. Для красоты вышиваются различные узоры. Буряты жили в гармонии с природой: загнутые вверх носки подошв – предупреждение нанесения ран земле.

Сумка, саквояж

Сумки бывают в основном такого вида, который изображен на фото. Цвет в основном красный или желтый. В сумке носят книги. Ритуальные предметы (ваджра и колокольчик, димчик, даммара и т.д.) носят в саквояже.

Дутан (зимняя куртка)

Дутан – это агинский вариант зимней одежды. Ламы других регионов исторически его не носили. В последнее время дутан начали носить и ламы других регионов. Он шьется из утепленного материала или шерсти овцы. Покрывается сверху парчой или шелком. Что означают красные полоски? Скорее всего, это зимний вариант яранги(жилета), так как орхимжи (мантию) набрасывают сверху дутана, а не под дутан. Рукава должны быть немного длиннее рук. Расширяющиеся полы позволяют носителю плотно укутаться.

Жанчи (накидка) высших и рядовых лам

Жанчи, которую также называют «тува», существует со времен Будды. Жанчи – одежда, напоминающая плащ, которую первые последователи Учения Будды надевали поверх сари во время сезона дождей в Индии. Сейчас их надевают во время медитации и больших молебнов. Жанчи бывают в основном желтого, красного или коричневого цвета. Высшие ламы могут надевать жанчи желтого цвета. Когда ламу принимают в штат дацана, он должен иметь свой жанчи.

Мадиг (халат)

Одеждой хувараков (послушников, начинающих последователей учения) до сахила (присяга)является мадиг. Сделав «бумши», т.е. 100000 простираний, 100000 подношений мандалы, 100000 горо (обход ступ), 100000 мигзем (пятистрочная хвала Цзонкапе), хувараки получают сахил (посвящение) и становятся генинами (держателями пяти клятв) и входят в Сангху.

Мадиг –прямоспинный распашной халат с раширяющимися полами, с запахом левой полы на правую, с цельнокроеными рукавами и обшлагами в форме раструба. Запах давал возможность правой рукой класть и доставать вещи из=за пазухи – своеобразного кармана. Также раньше мадиг носили под ламской одеждой.

Заключение

Мне очень понравилось работать над этой темой. Особе нно понравилось работать над этой темой с папой и мамой. Они мне очень помогли!

В следующем году я обязательно буду проводить какое-либо исследовательское дело.

Литература

  1. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят» г. Улан-Удэ, 2004.
  2. Интернет ресурсы

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи ). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная .

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается , и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др. Например,

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь,
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Стоящий Будда
(Гандхара, I-II в. н. э.,
Токийский национальный музей).

Одежда буддистских монахов тысячелетиями изготавливается по строгим канонам, в которых оговариваются мельчайшие подробности как пошива, так и замены или её починки. У монаха всего лишь один комплект одежды, и любая его часть подлежит замене лишь в том случае, если на ней уже есть 10 заплат. Особо оговорены случаи, когда и какого размера куски ткани монах может получать в дар, как должен их использовать, если уж, но никак не появляется - словом, регламент расписан фундаментально на все случаи жизни. Почему? Потому что одежда буддистского монаха является одной из святынь. Цитирую:
В традиции Сото-дзен существуют особые ежедневные правила хранения и одевания кесы и ракусы.
Хранить одеяния рекомендуется на алтаре в сложенном виде.Если алтаря нет - на «чистом месте» - на уровнем не ниже пояса. Запрещается кесу и ракусу класть на землю, носить на спине, заходить с ними в туалет, оставлять надолго в неположенных местах (вне алтаря). Ежедневный ритуал одевания состоит из двух этапов:
- свернутую кесу или ракусу снимают с алтаря двумя руками и делают поклон головой вперед, касаясь головой одеяния;
- раскладывают одеяние и трижды в поклоне касаются лбом знака «сото». Три поклона символизируют Прибежище: Будду, Дхарму, Сангху.
После поклонов-прибежища, кесу или ракусу одевают. При снятии одеяний, ежедневный ритуал проводится в обратном порядке: снимают, делают три поклона, складывают, кладут на алтарь.
Во время медитаций (дзадзен), поводимых в зале Дхармы в монастырях, кесы и ракусы хранят на «малом» алтаре перед залом. Для таких медитаций существует расширенный ритуал одевания...

Одежду монаха не может постирать монахиня, если она не доводится ему родственницей - и это лишь одно из многочисленных предписаний! При таком отношении к жизни "просто напялить и пойти" не получится.

Просто напялить и пойти не получится, даже если слишком захочется. Один из 5 обязательных элементов одежды - уттара санга - такой себе кусочек ткани размером 2 метра на 7 метров, оборачивается вокруг тела по особой системе. Поэтому новоиспечённому монаху ещё очень долго нужна будет помощь посторонних, чтобы не запутаться в плаще-палатке буддистской святыне, в которую он должен завернуть свою плоть.

В Тайланде распространена традиция временного монашества: молодые люди после окончания школы и перед женитьбой, дабы очиститься перед вступлением во взрослую жизнь, на некоторое время стригутся в монахи.

Одним из важнейшим условий - сделать совершенно недоступным для посторонних глаз при любых обстоятельствах пупок монаха. Кстати, для принятия душа предусмотрено специальное одеяние, так что монах никогда не бывает полностью обнажённым.

Набор одежды буддистского монаха стандартен для любой страны, хотя на местных языках её элементы называют по-разному.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:
- черный, белый в Японии;
- черный, серый и темно-коричневый в Китае,
- серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:
- нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
- монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
- если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
- изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
- в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет
Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав
В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:
- Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
- Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
- Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения
В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет
В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав
- Нижнее белье (саронг и безрукавка);
- Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
- Шемдап – верхний саронг;
- Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения
На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет
В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)
- Шата – нижний халат белого цвета;
- Коломо - верхний черный халат с поясом;
- Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения
В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Поделиться: